Туркменские узоры и орнаменты

Марийский орнамент и узоры, трафареты по клеточкам, значение, рисунки

Марийцы – поволжско-уральский народ, на данный момент проживающий в республике Марий-Эл. Этот древний финно-угорский народ владеет богатой культурой. В статье охвачена одна из отраслей марийской культуры, а именно её орнамент и узоры.

Особенности национальной культуры марийского народа

Как и все славянские народности, марийцы имеют собственный национальный костюм, стиль его украшения и символику национального орнамента. И этот рисунок на одежде особенно важен.

Он – один из важнейших отраслей прикладного народного искусства. В его чертах отражаются уникальные этнические особенности, локальные обычаи и традиции в области искусства, эстетические вкусы, моральные и духовные устои, а также понятие красоты.

Символика

Обычно реальные образы и мотивы преобразовываются и стилизуются, образуя метафору на основе природы и быта окружающей народ среды. Например, символ солнца, воды означают рост, рождение, обновление и величие.

Изначально каждый герой, образ, мотив имел свой собственный знак:

  • Змея, хранительница очага замужней девушки, обозначалась четырёхконечным крестом с загнутыми концами.
  • Ромбом или квадратом с точками, пересечёнными крест-накрест, описывалось плодородие. Иногда ромб повествовал о не самом лучшем состоянии семейных отношений.
  • Символом солнца, источника жизни, являлся круг и восьмигранный многоугольник.
  • Природа олицетворялась фигурой женщины с руками, вознесенными к небу. Где женщина – само проявление природы, а её руки – её силы, вознесенные к богу Ра – языческому богу солнца, который благословлял и давал разрешение на различные деяния Природы.
  • Обереги и помощники в жизни жителя-крестьянина – лошади и птицы.
  • Верная и чистая любовь – белыми лебедями.
  • Птица воспринималась, как светлые и жизненные силы.
  • Дерево, пара птиц или животных, находящихся рядом с древом, – знак семьи, рода.
  • Трудолюбие – уточкой или серой птицей.
  • Благосостояние символизировалось конём или лошадью.
  • На одежде замужних женщин был грудной разрез, и по обеим его сторонам вышивали парные розетки, имеющие название «Сторож грудей», защищали их от недобрых сил.
  • Часто марийские мастерицы допускали в свои работы изображение бараньей головы с выделением рогов. Поскольку это животное считалось у марийского народа священным, его изображали на ткани с целью уберечь себя от нечистых сил и болезней. Оленьи рога были символом удачи или её пожелания. Также были актуальны геометрические символы.

Марийский орнамент и узоры — отражает их значение терминология. Например, бараний рог назывался «тага шур», серповые зубцы – «сарла пу», «церквы вуй» — так назывался православный крест.

Мастерицы искали вдохновение в формах и чертах природы. И описывали ими свою жизнь, рассказывали историю своей родины, семьи, деревни нитками на сарафанах и рубахах. К примеру, ромб обозначал, что семейная и личная жизнь полностью в порядке, треугольник сообщал об обратном.

Марийский орнамент имел следующие основные мотивы:

  • геометрические узоры;
  • зооморфные узоры;
  • антропоморфные узоры.

Также женские и девичьи костюмы часто дополнялись нагрудными украшениями из монет и бисера. Так делали, потому что считали, что звон серебра отпугивает нечисть.

Как рисовать марийский орнамент по клеточкам

Марийский орнамент и узоры, изображённые на клетчатой бумаге – интересный и простой вариант освоения марийской вышивки для новичков.

Марийские орнаменты по клеточкам рисуют, предварительно просчитав количество клеток

Пошаговое рисование:

  1. Для начала нужно определить стиль, значение и дизайн орнамента.
  2. Нужно подготовить бумагу в клетку, это может быть как тетрадь, так и специально расчерченная бумага. Это зависит от желаемых размеров орнамента.
  3. А также орудия черчения – они также могут быть разными. В основном это карандаш. Им удобнее всего рисовать. Можно использовать цветные и восковые мелки, цветные ручки, фломастеры.
  4. Далее нужно найти какой-либо образец в интернете или книге и перерисовать узор на бумагу.
  5. Чтобы получался красивый и правильный рисунок, необходимо просчитывать все клетки и быть внимательным в выполнении изделия.

Как рисовать

До изображения узоров необходимо определиться с рядом параметров и разобраться в них:

  • Цель (увлечение, подарок к мероприятию).
  • Предназначение орнамента (на одежду, в альбом, на скатерть).
  • Стиль, значение (как оберег, украшение, определённая информация, описание).
  • Техника – есть несколько техник, по которым вышиваются и рисуются марийские узоры. Нужно выбрать одну из них.
  • Материалы (чем и на чём будет выполняться изделие).
  • Внешний вид. Цвет, узор, материал — это важные части процесса. В зависимости от выбранного материала будет меняться качество продукта.

Цвет – решающая деталь в рисунке. Он определяет смысл, настроение и характер орнамента. Цветовая палитра также важна. Важнейшие черты оформлялись красным, и его самые разнообразные оттенки также были в работе. Контурные линии оформлялись чёрным и редко появлялись жёлтые и зелёные оттенки.

Но главным оттенком у жителей Марий-Эл был белый – цвет доброты и света. В него иногда добавляли красные оттенки, символизирующие огонь жизни, силу. И черный – для границ.

Как рисовать солнце

Существует большое количество вариаций изображения марийского солнца. Каждый угол и изгиб несёт в себе определённую информацию. Для начала необходимо научиться рисовать самый простой вариант. Нет определённых инструкций по изображению солнца в марийском орнаменте, но есть некоторые правила и основные положения, которых стоит придерживаться.

Например, в узоре солнца в марийской культуре должны присутствовать следующие элементы:

  • ромбы или квадраты;
  • геометрические закручивания (на подобии спирали, но угловатой);
  • круги;
  • кресты с загнутыми концами;
  • восьмигранные многоугольники;
  • красный, белый и черные цвета;
  • чёткая, но затейливая форма.

Следуя следующему алгоритму и включая перечисленные элементы в рисунок, можно добиться успеха.

Марийский орнамент, узоры — значение такого орнамента, как солнце — жизнь, плодородие

Алгоритм выполнения работы:

  • Подготовить все необходимые материалы (бумага, дерево, песок, экран и всё, на чём можно рисовать), а также все инструменты (карандаши, краски, ручки, резцы).
  • Первым шагом рисования будет изображение ромба или перевернутого квадрата в центре. Он должен быть заполнен красным цветом. По желанию можно провести контур черным.
  • Далее параллельно двум сторонам ромба провести 2 достаточно широкие линии. Их концы должны быть загнуты и смотреть друг на друга. У линий будет 3 так называемых слоя. 1-й – стержень, выделен красным цветом. 2-й – промежуток – белым, он должен быть тоньше предыдущего. И 3-й – оборка. Она также будет красная, но по ширине на 1 мм тоньше промежутка.
  • Теперь нужно сделать 2 точно такие же линии, но они будут параллельными перпендикулярам предыдущих сторон ромба.
  • Как результат, должен получиться перевернутый квадрат (стоящий на ребре), заключённый во второй, трёхслойный перевёрнутый квадрат. И из каждой его вершины будут выходить 2 угла, смотрящих в противоположные от друг друга стороны. Они все будут трёхслойными, как и второй квадрат. Всего вершин должно быть 8.

Как рисовать фон

Марийский орнамент и узоры включают в себя не только мотивы для рисунков, но и элементы для оформления базы, фона. Фон из марийского орнамента, как правило, не всегда нужен цельный.

Но в качестве декоративного оформления краёв рисунка, одежды, предмета интерьера это может быть неплохой идеей. В любом случае, фон в марийском стиле – несколько видов узоров, связанных между собой (их число не должно быть слишком большим). Есть и более сложные оформления, но к ним следует приходить постепенно.

Фон многое говорит о предмете, где он находится. Он как общая аура, настраивает смотрящего на определённую волну, создает специфическую атмосферу. В качестве основной детали, из которой будет создаваться задний план, обычно выходит знак солнца, символ православия — крест, плодородия и благосостояния.

Чтобы нарисовать простой фон, нужно:

  • Подготовить необходимые материалы (чаще всего, это полотенца, скатерти, рамки, одежда) и орудия рисования. Подойдёт и обычная бумага для рисования.
  • Определиться со смыслом и тематикой будущего изделия. В соответствии с этим подобрать подходящие символы и знаки. В данном случае это будет знак плодородия.
  • Для удобства лучше визуально или легко карандашом обозначить границы оформления.
  • Теперь нужно прочертить нижнюю границу орнамента черным. Это будет символизировать землю, почву.
  • Далее чертится фигура, наподобие лесенки, у неё должно быть 2 маленьких ступеньки, идущих вверх. Вертикальная черточка, затем горизонтальная, чуть длиннее предыдущей, снова вертикальная, такая же по длине, как и первая, снова горизонтальная, длиной, как вторая, и завершает первую часть очередная вертикальная палочка.
  • Теперь нужно отступить от края последней черты вправо примерно столько же, сколько в ширину была горизонтальная. И симметрично предыдущей части, нарисовать 2-ю. То есть на высоте последней вертикальной черты рисуется ещё 1, но с небольшим отступом. Затем рисунок идёт вниз точно такой же лесенкой. И завершается на нижней вертикальной палочке.
  • Останется последняя часть элемента. Там, где между первой и второй его частями есть пространство, внизу нужно начертить прямоугольник. Его опорой будет основная черта – земля. Потом 2 вертикальные стороны, длиной, как и на пирамиде. И сверху всё соединяется горизонтальной стороной, длина которой будет соответственно равна горизонтальным полоскам пирамиды.
  • Далее нужно немного отступить от пирамиды и нарисовать вертикальную линию, длиной в 2 ступеньки. Из неё должны выходить 2 симметричные линии, и по высоте не должны превышать пирамиды.
  • Затем снова нужно отступить столько же от «дерева» и нарисовать новую пирамиду, а после неё новое «дерево» и так продолжать по всему контуру.
  • В итоге должны получиться пирамиды без купола, между которыми будут фигуры, напоминающие букву Y.

Марийские узоры на одежду

Марийцы предпочитали применять орнаменты в одежде не для украшения, в качестве оберегов. Их вышивали на открытые участки, самые важные или самые слабые части тела, по их мнению.

Использовали соответствующие символы – обереги. Обычно они располагались на груди, рукавах, поясах и головных уборах. А также на занавесках, подушках, оконных затворках и украшениях. Лучше всего изображать на одежде символы солнца, птиц, лебедей, змей. Все они служат сильнейшими оберегами от злых и нечистых сил.

Для того чтобы нарисовать на одежде орнамент, следует:

  1. Подготовить одежду (в данном случае будут рассматриваться 2 варианта – головной убор и женская рубаха).
  2. Подготовить орудия рисования.
  3. Для оберега на женскую рубаху лучше взять знаки розетки, солнца. Рисунки птиц и рогов.
  4. Розетки и солярные знаки лучше расположить на грудном разрезе рубахи и в области грудей.
  5. Рисунки птиц и бараньих рогов стоит поместить на рукава, пояс рубахи.
  6. На головной убор стоит нанести изображения рогов и солнца.

Рисунки на занавески

Рисунки на шторы – своеобразный оберег и благословение. В древности он значил очень многое. Поэтому нужно ставить в приоритет символы солнца, знаки птиц, парнокопытных, кресты, квадраты и розетки.

Оформление может быть как по краям, так и полноценной картиной по всей площади полотна. Для оформления краёв можно использовать фоновые узоры, для самого рисунка – всё, что угодно. Это зависит от тематики и предназначения занавески.

Если она будет находиться в доме охотника – лучше изображать на ней оленей, бараньи рога и солнечные знаки. Олень – символ удачи. Баран или бык, а точнее, их рога – символы благословения, святости. Солнце – символ света и доблести.

А если семья жреца, священника нуждается в новых шторах, то лучше изображать на них кресты, солнце, бабочек, деревья. Кресты – символ православия и Солнца – одного из важнейших богов в языческой религии. Бабочки – символ чистоты и божественной красоты. Деревья – символы соединения 2-х миров – земли и неба, знак начала, истины.

Рисунки на рамку

Марийский орнамент и узоры не предусмотрены для украшения рамок, но могут быть использованы в этом направлении.

В качестве узора на рамку лучше всего использовать фоновые орнаменты. А выбирать символы – это личное дело каждого, поскольку фон зависит от смысла продукта.

Марийские орнаменты для вышивки

У марийских искусниц ни один узор не повторялся. Каждая вносила в вышивку свой мотив, идеологию, душу. Порой творение марийки-мастерицы повествовало об её собственной жизни, переживаниях, истории. Вследствие огромного потенциала и долгой, упорной работы мастериц, появилось достаточно много техник вышивки, способов украшения отдельных деталей и манер работы.

Например, «шарпан» — женский головной убор, так же как и «платки», и «шымакш» имели двусторонний узор. У такого способа была своя техника. Она заключалась в том, что прошивка была одинаковой с 2-х сторон.

  • По одной линии проходят дважды. I раз – пунктир, II – заполнение оставшихся промежутков.
  • Затем можно заполнить всё «косой стежкой».
  • Эта техника требует опыта и большого внимания.
  • Шов выполняется чёрной нитью
  • Её делали, считая нити ткани без контурной полосы.
  • В итоге получается одинаковый со всех сторон рисунок. Но с 1 стороны «положительный», а со 2 – «отрицательный»
  • Стебельчатый шов.
  • Представляет собой сплошную линию отдельных стежков
  • Двусторонний рисунок наподобие узорного тканья.
  • Результат такой же, как и в «счётной глади»
  • Длина шва больше на лицевой стороне, чем на изнанке.
  • Это шов, создающий рисунок параллельными стежками.
  • Дорожка, сделанная таким способом, получается в 4 нитки в длину и в 2 в высоту.
  • Между стежками расстояние составляет 2 нити. Такой шов – 1-ый шаг вышивания

Несколько более редких и просто оставшихся значений деталей марийской вышивки:

  • «Еш пуше ге» — родовое древо.

Чем больше и ярче было дерево, тем благополучней и крепче молодая семья. Выглядит как красный ромб с резными загнутыми крестами внутри.

  • «Шочынава» — матерь. Покровительствовала молодым, тем, кто искал себя, познавал жизнь.
  • «Орма» — оберег мужских сил. Означал, что мужчина уже зрелый, готовый создавать потомство. Выглядит как узорчатые сени. Присутствуют красный и белый цвета.
  • «Сурт орол» — оберег жилища. Дом представлен квадратом, а множество оберегов внутри него – защит от злых сил.
  • «Тумо латыташ» — дуб или дубовые листья. Знак крепкого здоровья и богатства силами.

Лёгкие марийские орнаменты

Новичкам можно практиковать простые, но красивые элементы:

  • Бабочка – символ нежных и лёгких чувств, тонкой натуры.

Народные поверья гласят, что бабочки служат вместилищем душ, проводниками в мир иной.

Цветочные Узоры И Способы Их Использования В Домашнем Декоре

  • Знак солнца – оберег, символ добра и справедливости.
  • Свастика – символ истинной чистоты и правосудия. Очень много вариантов изображения, самый простой из которых – крест с загнутыми концами. Схему для вышивания можно использовать и как схему для обычного рисования. Она также проста в исполнении, как и обычная свастика.
  • Оберег груди – символ женской силы, зрелости, мужества и плодородия. Также служил оберегом и вышивался на воротнике женской рубахи.
  • Конь – символ удачи, благосостояния и трудолюбия.

Разнообразный марийский орнамент и красивые узоры – достояние русской нации. Увлекаться этим занятием есть дань национальной культуры. Освоить искусство несложно, если следовать специальным схемам.

Бурятские узоры и орнаменты с трафаретами и самодельными шаблонами

Впишите, любое слово про художников или искусство в “поиск”, и получите много информации на эту тему!

бурятский орнамент 6а

БУРЯТСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ

Бурятия имеет давние традиции орнаментальное декоративное искусства. Все это входило в украшение одежды, внутренние убранство юрты, снаряжения коня, орудие производства. Бурятские мастера славиться искусными мастерами художественной обработки металла, вышивки, резьба по дереву, росписи. Сочетание узоров делает органическую связь и красоту ярких красок.

бурятский орнамент 6

Это сохраняется и передается старыми мастерами, из поколения в поколения. Новые узоры создавались путем комбинирования со старым традиционным узорами. В основном на бурятских изделиях из дерева, металла, на шитых работах встречается узор: бараний рог, в сочетание с ромбом, крестом и т.д.

бурятский орнамент 12

Этот мотив характерен для многих кочевых и полукочевых народов Сибири. Узоры можно увидеть на вязаных чулках у населения острова Ольхон, сохранившие традиции в своем искусстве. На старинных колчанах и поясах особенно распространяется мотив «солнца» – круг. Его символика имеет значение и пожелания удачи на охоте и в бою. Круг украшается и у туркменов, таджиков, якутов, и других народов.

Буддийское искусство изменяет самобытную бурятскую культуру, идет соединение с новым переплетением растительных узоров и усложнение их.

бурятский орнамент 6

Орнамент отражает гармонию окружающую природу Забайкалья и его красочность узоров. Основные элементы узора – солнце, луна, облако и т.д. Это как песня бурятского мастера, о его жизненном укладе, о природе, и о народе, которому он создает эту красоту. Бурятский орнамент глубоко национален это сочетание графики и цвета
.

бурятский орнамент 7в

Мастера декоративного – прикладного искусства, графика, и живописцы, с большим вниманием отнеслись к орнаментальному наследию бурятского народа. В художественном музее имени Ц.С, Сампилова сохранили большое количество орнаментов, бытовавших в бурятских аймаках и улусах.

Собирают и бережно сохраняют образцы бурятских орнаментов и всячески способствуют их развитию. Ц. Сампилов собирал и делал зарисовки орнаментов с вещей домашнего обихода. Сампилов с увлечением занимался с разработкой новых мотивов, и превращал в узоры, и делал сюжеты бурятской народной жизни.

Во многих орнаментах сюжеты диких лошадей, скачущих по бескрайней степи, а так же домашние животные бараны, козы, овцы. Сампилов обогащал народным орнаментом.

бурятский орнамент 10

Огромный труд, и творческие силы вложили на собирания народного орнамента художники Б.Будаев, Р. С. Мэрдыгеев, Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев.

Они все выезжали в районы республики, Агинский Бурятский национальный округ, в Иркутскую область, где срисовывали орнаменты с предмета быта.

Орнаменты созданы профессиональными художниками, и могут использоваться для росписи дерева, в вышивке, в художественном оформление изделий из металла.

бурятский орнамент 3б
бурятский орнамент 5а
бурятский узор
бурятский орнамент 11
бурятский орнамент 1а

Орнаменты и узоры: вариации и мастер-класс по созданию

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов.

Нарисовать казахский, чувашский, хантыйский, осетинский, дагестанский, марийский орнамент или узор в картинках не сложно, они считаются самыми красивыми. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера.

Нельзя не радоваться тому, что эти национальные графические и этнические орнаменты и узоры — искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор, это как раскраска.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Использование орнаментов и узоров в бытовых условиях

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и удмуртским узорам, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их с помощью бумаги, лист а4. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос. Например сделать детские цветные открытки.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь — искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим или скачать в интернете. Вот такая схема легкая, ее сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще

После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)

Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.

Орнаменты Климта

Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.

Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Что означают узоры на Коврах СССР, которые мы рассматривали перед сном?

Украшение жилья коврами потрясающей красоты — одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные — для каждого события есть свой платок, и для каждого платка — свой особенный узор. Вот такая красота — татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах

Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.

«История одного шедевра» — Орнамент

Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера — самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность — все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера — самая модная тенденция года

Туркменские орнаменты в коврах

Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии.

Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка — символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов.

Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность

Самые частые мотивы восточных узоров — это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность.

Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки — ими заполнено все пространство.

В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов — способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

  • Выполнить следующий набросок.
  • Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.
  • Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.
  • Далее, постепенно подбирая нужные краски или карандаши, закрасить полученный узор.

Вот и вся хитрость. Дальше уже можно использовать более сложные эскизы. Стоит потренироваться на создании единичных элементов.

Национальная одежда туркмен. Туркменистан.

Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.

Как сделать рисунок на стене: мастер-класс (видео)

Как сделать трафарет своими руками (видео)

Другие виды росписи и рисования

(13

Бурятские орнаменты и узоры: особенности, разновидности и история :

Каждой культуре соответствует определенная группа узоров, которые используются в вышивке на одежде или наносятся в качестве украшения на предметы быта.

Эти орнаменты несут в себе глубокий смысл и в своем большинстве призваны охранять своего носителя, а также дарить ему счастье и удачу в делах. В подобных рисунках нет ни одного случайного элемента и цвета, все наносится в строгом соответствии с традициями предков.

Только в этом случае узор будет иметь свою силу. Бурятские орнаменты отличаются большим разнообразием, обилием ярких красок и богатой историей.

Изучению этих узоров искусствоведы уделяли большое внимание, ведь благодаря подобной тяжелой работе перед специалистами раскрывается культура народа, его традиции, обычаи и легенды. В нашей статье мы подробно опишем бурятские узоры и орнаменты, а также расскажем об их значении и смысловой нагрузке.

Орнамент: разъяснение термина

Прежде чем приступить к обзору бурятских национальных орнаментов, необходимо подробно объяснить, какие именно узоры могут называться орнаментом. Дело в том, что не каждый рисунок становится традиционным и используется повсеместно.

Сам термин “орнамент” пришел к нам из латинского языка. В переводе он обозначает “украшение”, но, как мы уже замечали ранее, не каждый узор может превратиться в орнамент. Под данную формулировку подходит рисунок, выстроенный на повторении и чередовании определенных элементов.

Орнамент наносится практически на любые поверхности: тела (в качестве татуировки), здания, домашнюю утварь, одежду, ювелирные украшения и так далее. Часто традиционный узор встречается и в виде украшения на оружии.

Особенно это характерно для восточных народов, но используется и среди монгольских племен.

Чаще всего орнамент состоит из реальных стилизованных мотивов либо основывается на разных фантазийных формах.

Значение орнамента: общая характеристика

Семантика бурятских орнаментов, как и многих других, тесно переплетена с религиозными представлениями людей. Изначально подобные узоры использовались в ритуалах служения богам и духам. В каждом орнаменте прослеживается тема представлений человека о Вселенной и своем месте в ней.

Историки считают, что первый орнамент возник еще в эпоху палеолита и развивался параллельно знаниям людей об окружающем мире. Изначально использовать рисунки могли только шаманы и те, кто обладал особыми паранормальными способностями. В дальнейшем право наносить орнаменты получили и простые люди, желающие попасть под их защиту.

Функция орнамента

Рассматривая назначение бурятского орнамента либо любого другого (в мире насчитывается не менее десяти региональных традиционных узоров), стоит иметь в виду, что его древнейшее назначение – это магия.

Рисунок выбирался и наносился в процессе специального ритуала в зависимости от того, что было необходимо человеку. В качестве оберега подходил один орнамент, а для привлечения удачи был нужен другой. Специальные узоры были для охотников, женщин, молодых матерей и так далее.

Трудно представить какую-либо сторону жизни племени, которая не требовала бы нанесения орнамента.

Разновидность бурятских орнаментов

Каждый традиционный узор того или иного народа имеет несколько вариантов, которые в дальнейшем формируются в группы. Интересно, что специалисты находят много общего между бурятским орнаментом и тем, который был принят у кельтских племен. Обе группы весьма разнообразны, к тому же имеют похожую классификацию. Бурятский народный орнамент искусствоведы делят на четыре вида:

  • геометрический;
  • растительный;
  • религиозный;
  • зооморфный.

В каждую категорию входит несколько разновидностей узоров, все вместе они создают разнообразие бурятских орнаментов, которое поражает воображение буквально с первого знакомства с культурой и традициями кочевых народов.

Еще несколько слов о традиционных узорах

Бурятские орнаменты имеют свое особенное название – “угалза”, которое переводится как “узоры”.

Так как каждый национальный рисунок отражает быт и традиции народа, то изучив орнаменты, можно получить полное представление о том, как живут кочевые народы.

Интересно, что бурятские узоры перекликаются с орнаментами всех монголоязычных народов. Ученые утверждают, что все кочевые племена когда-то были едины. Эту теорию как раз и подтверждает идентичность традиционных орнаментов.

Геометрические узоры

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Все виды геометрических бурятских орнаментов значение имеют сакральное и очень глубокое. Поэтому используются в особых случаях и с определенным смыслом.

Молоточные узоры

Молоточный орнамент у монголоязычных племен наносился только на особо ценные вещи. Такой рисунок еще часто называют “меандр” или “алхан хээ”. Последнее название образовалось от монгольского слова “алха”, которое в точном переводе означает “молоток”. Данный орнамент символизировал движение в широком смысле этого слова.

Под ним подразумевается вечный круговорот всего сущего во Вселенной, которая находится в непрерывном движении. Пока оно не останавливается, длится жизнь на планете. Сегодня меандр наносится на различные бурятские изделия довольно часто.

Он является одним из самых популярных и распространенных, поэтому чаще всего туристы приобретают сувениры именно с этим узором.

Плетенка

Одним из самых древних геометрических рисунков является плетенка, или улзы – бурятский орнамент, который имеет более десяти вариантов исполнения. Данный узор наносится с пожеланием счастья, благополучия и долгих лет жизни. Часто он становится оберегом для молодой семьи.

Стоит заметить, что буряты до сих пор относятся к нему с большим трепетом и уважением. Из всех вариантов улзы наиболее распространен рисунок из десяти глазков. Он всегда располагается в центре композиций и представляет собой клетчатое либо криволинейное переплетение.

Нередко данный узор дополнительно украшается растительным орнаментом. Интересно, что в буддизме улзы тоже очень широко распространен. В исполнении монахов он символизирует бесконечность жизненного цикла.

В этом узоре проявляется базовое представление буддистов о перерождении человеческих душ.

Дугуй хээ

Круг – это тоже весьма почитаемый символ у бурятов. Такой орнамент называется “дугуй хээ” и символизирует вечный круговорот жизни, а также тепло и солнце. Буряты считали, что с момента рождения до смерти человек идет по кругу, как и все другие живые существа. Примечательно, что у бурятов существует ряд ритуальных танцев, которые исполняются именно по окружности.

Древняя свастика

Свастика – это тот орнамент, который встречается у многих народов на планете.

Особенно часто его использовали буддисты, которые подобным узором покрывали одежду, а также стены религиозных сооружений.

В общем смысле свастика символизирует единение четырех стихий, сторон света, времен года, а также противостояние противоположностей – светлого и темного, доброго и злого или, например, инь и янь.

Зооморфные орнаменты

Подобные мотивы по популярности не уступают геометрическим, к тому же они, по утверждению специалистов, даже более древние. Буряты изображают обычно животных не целиком, а частями. Каждый из нанесенных на предмет элементов несет свой смысл и изображается с определенной целью.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

Туркменистан. Туркменское ювелирное искусство

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют “роговидный” и он считается одним из самых часто используемых.
  • Хамар угалза. Данный узор чем-то неуловимо напоминает предыдущий, но называется “носовидный”.

Особое почтение у бурятов вызывает изображение льва. Он считается мощным оберегом от злых сил, поэтому часто его вплетают в орнамент у входа в религиозные сооружения.

Еще одно животное, пользующееся невероятной популярностью, – это орел. Данный символ становится частью орнамента у шаманов, которые часто общаются с духами.

Также известно, что орла называют тотемным животным ольхонские буряты, активно практикующие древний шаманизм.

Растительные орнаменты

Изображать на различных предметах деревья, цветы и листья люди начали в самые древние времена. Изначально подобный орнамент носил магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть природы, а, следовательно, подпитывалось ее силами.

Не только буряты, но и многие другие народы использовали элементы растительного орнамента в украшении одежды и предметов быта. В общем смысле узоры, где используются изображения растений, символизируют силу и жизненную энергию.

Также они могут использоваться как символ материнства.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос – это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Религиозный орнамент

Подобные узоры весьма разнообразны, поэтому несведущий человек не сразу способен распознать в рисунке религиозный орнамент. Он может быть сплетен из разных элементов, в зависимости от них меняется и смысл изображения. Чаще всего буряты используют следующие элементы:

  • Галэн хээ. Так называются узоры, в которых используется изображение огня. Если кто-то дарит вам вещь с бурятским огненным орнаментом, то, значит, даритель желает вам долгой и счастливой жизни. Также буряты считают, что языки пламени способны связать между собой несколько временных промежутков и помочь увидеть будущее.
  • Холонго. Радужный узор символизирует связь между небесным миром и земным. С помощью этого моста духи могут приходить к людям и принимать участие в их жизни.
  • Соембо. Это очень важный орнамент для всех монголоязычных народов. Он представляет собой солнце и полумесяц, от которых и произошли согласно древним легендам предки кочевых племен.

В современном мире все больший интерес вызывают бурятские орнаменты и узоры. Шаблоны, по которым их можно воссоздать, в огромном количестве размещены в интернете. Их часто используют мастерицы в качестве основы для элегантной вышивки или резьбы по дереву. Но не забывайте о том, что каждый узор имеет свой смысл и должен наноситься к месту.

Бурятские орнаменты и их значение

Бурятские орнаменты и их значение

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности.

По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве.

Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов.

Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:

1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода.

Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца.

Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов.

Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду.

Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

«Улзы» («плетенка») – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел.

Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания.

В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

«Дугуй хээ»(круг) – еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь.

Все время от рождения до смерти – это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана – встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер).

Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года.

Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ.

Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов.

«Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение.

Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия.

Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют “роговидный” и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.

Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос – это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

Бурятские узоры и орнаменты (с трафаретами): фото и шаблоны

Национальные узоры – это не просто набор закорючек, соединенных в произвольном порядке, каждая из них имеет определенное значение и наносится на одежду или предметы быта неслучайно.

В отличие от современных принтов, которые имеют исключительно декоративное значение, этнические мотивы основываются в первую очередь на значении цвета и символов, а только во вторую – на внешней привлекательности узора. Тем не менее, национальные орнаменты всегда выглядят удивительно стильно и продуманно, поэтому они уместно смотрятся даже на современных элементах одежды.

В этой статье мы познакомимся подробнее с бурятскими узорами и орнаментами — трафареты помогут при желании скопировать эти рисунки и украсить ими свои поделки или предметы гардероба.

Простые геометрические узоры – самые распространенные орнаменты монголоязычных народов. К ним относятся ломаные линии, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.

Молоточный орнамент

Алхан хээ (молоточный орнамент) чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов.

Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас молоточный орнамент встречается повсюду.

Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Улзы (плетенка) — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел.

Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания.

В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.

Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное благо и глагол быть или состоять в сумме дают благосостояние, благополучие. Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года.

Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды.

Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.

Дугуй хээ(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек подсмотрел в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь.

Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, колесу жизни (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется бγтγγ γдэр (глухой, закрытый вечер).

Туркменские узоры

Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года.

Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец ёохор исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

Узоры в виде животных

Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).

1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных табан хушуу мал, разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение.

Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает рогатый орнамент), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия.

Само слово угалза означает не только рог, это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.

Видео по теме

  • Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалами, рассказывающими более подробно о значении бурятских узоров и орнаментов.

Тайна пазырыкского ковра. Туркменистан.

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Бурятский орнамент | Социальная сеть работников образования

Бурятский орнамент

Туркменский ковёр — национальное наследие

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. Испокон веков разнообразными узорами украшались наружные н внутренние части жилищ, мебель, ковры, посуда, орудия производ­ства, снаряжения коня и музыкальные инструменты. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, резьбы но дереву, вышивки, росписи.

Простота, четкость и одновременно парадность, красочность орнаментов, их ограниченная связь с формой украшенной вещи отличительные черты народного творчества. Именно в многоцветных орнаментальных мотивах наглядно отразилось духовное богатство, творческая фантазия, любовь к прекрасному, давние художественные традиции народа.

Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым и так из поколения в по­коление. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. Узор во всех случаях применения, в качестве художественною украшения предмета, выступает в слитном единстве с вещью и ее практическим назначением.

При этом он органически вписывается с вещью, являясь лишь декоративным элементом, призванным сделать вещь нарядной и красивой, повысить ее качество. Располагаясь на предмете, узор образует орнамен­тальную композицию, подчиненную конструкции и его форме. В каждом случае такие композиции зависят от характера той поверхности, которую оживляют собой.

Большинство орнаментальных композиций в бурятском искусстве построено на основе ритма или сочетания ритмически и симмет­рически решенных компонентов. Особенностью ритмического построения орнаментальной композиции является равно удаленность отдельных элементов друг от друга, чередуясь между собой.

А сущность симметрическо­го построения состоит в том, что при делении по центру, правая или левая части точно соответствуют друг, другу. Такая композиция всегда уравно­вешена в своих элементах, обладает стройностью, выступает и качестве основы художественного бурятскою стиля.

К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.

Тайна и значение обережных узоров. Лизавета Пташечка. Часть 1

Слово «орнамент» – латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение». Латинский корень – сшШз (культ, культура) восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной.

Орнамент монголоязычных народов носит название «хээ угалз», по-бурятски слово звучит «угалза», что означает узор.

Древнейшая функция орнамента – магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступаю­щими в роли защиты, оберега.

Декоративная функция узора – узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.

  • Виды орнаментов
  • · Геометрические
  • · Растительные
  • · Зооморфные
  • · Природные
  • · Культовые

Орнаменты, стили, мотивы

Орнаментика бурят отличается разнообразием узоров, которых мож­но разделить на несколько групп: геометрические, растительные, зоомор­фные, узоры, олицетворяющие природные силы и ламаистского культа.

В данном материале даём краткую характеристику и значение наиболее распространенных бурятских орнаментов.

Считалось, что узо­ры, передающие свойства предметов, ставших их основой, могут иметь охранительный, сберегательный, благожелательный характер.

  1. К числу геометрических узоров относятся:
  2. • “Роговидный узор ” (хусын эбэр) – символизирует процветание и поже­лание умножения скота, а также отпугивающий и охраняющий символ;
  3. • “Бесконечное счастье” или 10 тысяч лет счастья ” (тумэн жаргал) выделяют три разновидности этого узора в зависимости от направления Г-образного меандра (вправо или влево) различали, соответствен­но, мужской и женский узоры. Т-образный меандр символизировал единство семьи, супружеское долголетие;
  4. • “Узел счастья ” (улзы) – означает благоденствие, пожелание счастья; ' языки пламени ” (галай дулэн) символ подъёма духа и физических сил, трёх язычковый пламень означает возрождение и расцвет в прошлом, настоящем и будущем;
  5. • – “Облачный узор” (уулэн хээ) – мысль о счастье и блаженстве; “Морская волна” (далайн долгий) – очищает очаг от нечисти; “Бесконечная нить счастья” помогает владельцу, процветания в жизни, скругление обозначает женское начало;

• “Два копьевидных трезубца ” – символ защиты очага отводов и нечистых попыслов:…

  • • “Браслет или серьги” – соединенные два браслета означают пожелание нерушимой вечной дружбы;
  • • “Смлгэш двух рыбок” – символ свободы и независимости.
  • К растительным узорам относятся:
  • • В качестве зооморфных узоров в народном календаре использовались 12 животных и изображения фантастических существ:
  • • – “Мышь ” (хулгана) – изобилие;
  • • – “Обезьяна” (Нармагшан) -творческую фантазию;
  • • – “Лошадь” (морин) • мысль;
  • • – “Тигр” (барас) – храбрость;
  1. • – “Гаруди” (гарууди)- царь птица;
  2. • – “Ваджара” – громовой топор Бога Индры – ей приписывали спо­собности вызывать дождь и быть символом плодородия;
  3. • – “Летучая мышь ” (Нарь/ган эрбээхэй) – счастье;
  4. • – “Лев” (арсалан) – символ силы.
  5. Из символизирующих природные силы, наиболее часто встречаются узоры:
  6. • “Солнце” (нарте) символ благоденствия, благополучия, богат­ства, счастья;
  7. • – “Облака” (уулэн хээ) – творческое вдохновение. В орнаментике ламаистского культа имеются изображения гак на­зываемых “8 благих символов” (найман тахил):
  8. • – “Белая раковина”, завитая вправо, символизирует глубокий, дале­ко достигающий и мелодичный звук Учения Будды, который переходит к различным состояниям, наклонностям и пожеланиям учеников, про­буждает от глубокого сна неведения, побуждает к постижению Учения;

• – “Драгоценный зонт” символизирует благотворную деятельность по защите живых существ от болезней, вредоносных сил, препятствий и т.п. в этой жизни, а также от временных и длительных страданий в трех низких мирах, ожидающих людей и божеств в будущих жизнях. Этот символ также представляет наслаждение от праздника, благодеяния под его прохладной тенью;

  • • “Победоносное знамя”символизирует победоносность тела, речи и ума над препятствиями и отрицательными силами. Этот символ оли­цетворяет полную победу Учения Будды над всеми вредоносными и па­губными силами;
  • • – “Золотые рыбы” – благость всех живых существ в состоянии бес­страшия, не испытывающих страха утонуть в море страданий, передви­гающихся свободно и по своей воле подобно рыбам в воде, легко и сво­бодно;
  • • – “Драгоценный сосуд” – драгоценный напиток, нектар вечной жиз­ни, изобилие и процветание, все благоденствия этого мира и состояния процветания;- “Цветок лотоса ” означает полное очищение от осквернения тела, речи и ума, полный расцвет благодеяний в состоянии благословенного просветления;
  • • – “Благословенный узел” – взаимосвязь религиозного учения и свет­ских дел, духовности и мирских забот. Одновременно означает един­ство Мудрости и Великого сострадания;

• “Колесо истории” – “Золотое колесо” – символизирует благо от поворота драгоценного колеса Учения Будды в следовании ему, в на­ставлениях во всех мирах и во все времена. Он дает всем живым суще­ствам переживать радость от благодеяний и достигнуть просветления; “Семь драгоценностей” (долоон эрдэни).

Вышеперечисленные узоры встречаются в резьбе и росписи по дере­ну, металлообработке и художественной обработке мягких материалов.

Ими украшались дверцы жилищ (уудэн), сундуки (абдар), кровать (орон), народные игрушки (татар), посуда, музыкальные инструмен­ты, скульптурные изображения богов, деревянные панно, женские юве­лирные изделия, снаряжения коня, одежда, обувь, ковры, постельные принадлежности.

орнаменты, трафареты

Автор – Alisandra23. Это цитата этого сообщенияВензеля, уголки, штампы

Вензеля, уголки, штампы

Серия сообщений “Роспись, рисование”:

Часть 1 – Мезенская роспись. Символика узора

Часть 2 – Роспись камней 5. Рыбки…

Часть 47 – Рисуем с детьми..

Часть 48 – Книга с большим количеством шаблонов узоровЧасть 49 – Вензеля, уголки, штампы

Часть 50 – НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ С МАЛЫШОМ, РАЗНЫЕ ПРИЕМЫ И ШАБЛОНЫ.

Часть 51 – Как научится рисовать рисунки на майке…

Часть 57 – Крепеж для тарелки

Часть 58 – Роспись на кедах – декор с помощью акрилаЧасть 59 – Делаем “водяную кисть” или waterbrush Серия сообщений “- Штампы, отрисовки”:

Часть 1 – Штамп-роза с помощью салата :))

Часть 2 – Штамп из ничего…

Часть 18 – Отрисовки малышей

Часть 19 – Штампы “Молодожены”Часть 20 – Вензеля, уголки, штампы

Часть 21 – Отрисовки и картинки

Часть 22 – Для скрапзависимых……

Часть 65 – Раскраски “Овощи, фрукты, еда – 1”

Часть 66 – Раскраски “Животные, птицы, насекомые – 2″Часть 67 – Раскраски “Животные, птицы, насекомые – 3”

Картинки орнаменты и узоры (35 фото)

Орнаменты и узоры раньше имели весомую роль в жизни общества, ведь в этих изображениях скрывались следы влияния целой культуры. То есть это был не просто рисунок, а код, сформированный самим временем и человеческим опытом. Сегодня не многие ищут в орнаментах сакральный смысл. Большинство же использует их как элемент эстетики. В данной подборке собраны картинки орнаменты и узоры.