Техника трапунто для начинающих

Трапунто: техника выполнения, особенности и мастер-класс

Высказывание мадемуазель Бертен, модистки королевы Франции Марии-Антуанеты, актуально уже почти 200 лет. Действительно, мода движется если не по кругу, то точно по спирали. Яркие принты сменяет клетка, затем полосы, однотонные полотна, блестящие, рельефные и снова принты. Новые технологии, новые материалы, но силуэты все те же, что были 20 или 30 лет назад. И вот в моду вновь вошла стеганая ткань. Ромбы, полосы, квадраты. А что, если хочется романтики, изысканности, плавных линий, но при этом оставаться в тренде? Именно тогда на помощь приходит такая техника, как трапунто.

Что же это — вышивка или стежка?

Сущность

Техника трапунто — объемная вышивка. В классической вариации на двухслойной основе вышиваются контуры основного рисунка: как правило, это цветы, перья, завитки, геометрические фигуры. Затем на подкладочном слое раздвигаются волокна ткани и набиваются элементы рисунка ватой или другим наполнителем. Кроме того, заполняется свободное пространство произвольной фоновой строчкой (линии, сетка, спирали, волны, эхо), которые при необходимости также наполняются. Данный процесс трудоемкий и требует максимальной усидчивости и внимательности.

Существует и второй способ выполнения трапунто. Он появился относительно недавно, однако большинство мастеров выбирают именно его. Суть способа заключается в том, что между двумя слоями ткани заранее прокладывается слой листового наполнителя, после чего выполняются строчки основного рисунка и фона. Благодаря тому, что наполнитель изначально находится в основе, дополнительно набивать изделия, как правило, не надо. Это существенно экономит и силы, и время. Также стоит отметить, что использование цельного листа наполнителя позволяет добиться одной толщины у аналогичных элементов. Хотя современный вид трапунто можно отнести уже не к вышивке, а к стежке.

История

Данная техника имеет очень глубокие корни. Родиной ее считается остров Сицилия, где еще в III веке н. э. деревенские девушки развлекались, создавая объемные полотна. В основном это были растительные мотивы или геометрические фигуры, но встречались и сюжетные варианты, например, история о Тристане и Изольде. Девушки вышивали на двойном полотне узоры, после чего наполняли ветошью, ватой или нитками элементы, придавая им объем.

В конце XVII века вышивка в данной технике покорила высший свет Европы. С этого времени для основы стали выбирать белоснежные дорогие материалы, например, батист, что вкупе с трудоемкостью процесса привело к тому, что позволить себе такие вещи могли только очень состоятельные семьи, да и то только по праздникам. Например, покрывало в технике трапунто стелили в первую брачную ночь. На рождение детей дарили одеяльце, а на крещение — крестильные наборы.

В связи с техническим прогрессом и автоматизацией производства изделия стали доступны более широкому кругу населения, однако до сих пор они ассоциируются с достатком, роскошью и изысканностью.

Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к созданию изделий в технике трапунто, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  1. Бумага.
  2. Карандаш.
  3. Лайт-бокс (копировальная бумага).
  4. Водорастворимый маркер.
  5. Ткань.
  6. Наполнитель.
  7. Ножницы.
  8. Иглы.
  9. Нити.
  10. Пяльцы.
  11. Швейная машина.

Данный список может незначительно меняться в зависимости от предпочтений мастера. Например, вместо маркера можно использовать мыло или карандаш, а лайт-бокс можно заменить не только копировальной бумагой, но и хорошо освещенным окном.

Кроме того, начинающим технику трапунто лучше осваивать вручную и на небольших изделиях. Это позволит лучше понять суть такой вышивки, поэкспериментировать с натяжением нити, подобрать оптимальные материалы, а также понять, будет ли новичок в дальнейшем заниматься данным видом творчества или нет.

Швейная машина

Швейная машина существенно упрощает процесс работы с изделием, но и здесь существует несколько нюансов. Во-первых, она должна быть достаточно мощной, чтобы производить большое количество строчек без сброса настроек и перегрева. Во-вторых, необходима специальная лапка для вышивки, которая не закрывает обзор и позволяет легко перемещать ткань под иглой. В-третьих, машинка должна иметь функцию свободного хода, то есть давать возможность свободно передвигать ткань не только вперед и назад, но и в стороны или под углом. Именно это позволит делать строчки максимально плавными, а способность останавливаться в положении, когда игла остается внутри изделия, облегчит движение по рисунку, не прерывая шов. Идеальными машинами в данном случае являются специализированные (для стежки) либо те, у которых имеется функция квилтинга или просто буква Q, что, по сути, одно и то же.

На классической бытовой машине также можно работать в технике трапунто, однако при этом необходимо выбирать несложные рисунки небольшого размера, которые легко можно будет провернуть вокруг иглы. Понадобится также внимательно следить за настройками натяжения нитей и делать несколько подходов, чтобы она не перегрелась.

Ткань

Внешний вид готового изделия напрямую зависит от материала. Для того чтобы вышивка в технике трапунто выглядела максимально привлекательно, необходимо использовать тонкий, но плотный однотонный материал, который имеет полотняное плетение. Обычно для этих целей выбирают хлопчатобумажные ткани, сатин, батист или шифон. Также можно использовать и другие материалы, однако на слишком плотной ткани практически не будет объема, а на тканях с рыхлым плетением, например, атласных, будет пропадать строчка, совпадающая с длинными участками в структуре. Данный материал, конечно, можно использовать, однако при этом его нужно располагать так, чтобы горизонтальные или вертикальные линии не проходили параллельно долевой нити.

Подкладочную ткань можно выбрать такую же, как и основную — тогда изделие будет двусторонним — либо же другую. Главное, чтобы она не тянулась, иначе весь объем вышивки уйдет вниз. А если будет использоваться классическая техника с последующим наполнением, то структура полотна должна быть достаточно рыхлой, чтобы была возможность раздвинуть волокна, набить элемент наполнителем, а затем восстановить плетение. Можно взять и плотную ткань, но в этом случае необходимо будет сделать надрезы на каждом элементе, после чего наполнить его, а отверстие зашить.

Наполнитель

Сегодня существует множество наполнителей, которые подходят для прикладного творчества. Классические вата и поролон уже практически не используются, потому как оба со временем приобретают желтый оттенок. Кроме того, за изделием с ватой тяжело ухаживать, а поролон со временем начинает крошиться. Также уже не особо используют и синтепон. Связано это с тем, что готовые изделия с таким наполнителем нельзя утюжить, так как он слипается и восстановить объем уже невозможно. Поэтому самыми оптимальными на данный момент наполнителями являются холофайбер и спанбонд.

Нитки и иглы

Очень важно, чтобы строчки данной вышивки были аккуратными и неразрывными. Поэтому большую роль играет выбор нитей. Лучше остановиться на полиэстровых и акриловых. Они, в отличие от хлопковых, не распушатся при трении об иголку и являются более прочными. Что касается цвета, то здесь все индивидуально. Красиво смотрится вышивка, выполненная нитями как подобранными под ткань, так и контрастными. Кроме того, в вышивке можно использовать несколько нитей разных цветов, чтобы разнообразить рисунок.

Иглы должны быть тонкими, длинными и иметь большое ушко. Именно в этом случае на материале не будет оставаться больших отверстий, а нить будет легко скользить за иголкой. Желательно для каждой работы использовать новую иглу.

Этапы

Когда выбраны и приготовлены все материалы, можно приступить к созданию изделия. Мастер-классов по технике трапунто достаточно много, но все они включают в себя следующие этапы:

  1. Разработка рисунка.
  2. Перенос на ткань.
  3. Формирование основы.
  4. Вышивка.
  5. Обработка края.

Каждый этап очень важен в работе и имеет ряд особенностей.

Разработка рисунка

Рисунок обычно используют модульный, состоящий из множества повторяющихся элементов. Найти его можно как в специализированных журналах, так и на просторах интернета. Однако нет ничего прекраснее, чем создание изделия по собственным эскизам. Для того чтобы нарисовать симметричное изображение, достаточно нанести на лист лишь половину модуля, а затем отразить его зеркально с помощью лайт-бокса, светлого окна или копировальной бумаги. После того как модуль будет готов, его переносят на пластиковый лист или бумагу, формируя законченный эскиз изделия. Также можно воспользоваться графическим редактором и его возможностями редактирования изображения.

Флорентийское трапунто. Игольница. Живой мастер-класс от JuLiDo. Часть 5

Перенос на ткань

После того как готов эскиз, его необходимо нанести на ткань. Лучше это делать, используя лайт-бокс. Но если ткань достаточно просвечивающая, достаточно просто подложить под нее рисунок и обвести все контуры смывающимся маркером для ткани. Подходит и цветное мыло, но им неудобно обводить мелкие детали, к тому же часть рисунка во время работы может стереться.

Второй способ позволяет перенести рисунок максимально точно и быстро. Для этого необходимо на эскиз положить прозрачный пластиковый лист, обвести рисунок, затем наложить заготовку на ткань чернилами вниз и аккуратно проутюжить. В результате рисунок отпечатается на материале.

Формирование основы

Это один из важнейших этапов. Сначала ткань необходимо подготовить — постирать и отутюжить. Если в качестве наполнителя будет использоваться синтепон, то готовое изделие уже нельзя будет подвергать активной термической обработке. При покупке ткани нужно иметь в виду, что в данном случае учитывается не только параметр усадки после стирки (как правило, 10% по длине), но и усадка на объем (от 7 до 10 процентов по всему периметру обязательно). Также лучше отрезать изначально больший размер материала, чем необходим с учетом всех усадок. Если размеры готовой вышивки соответствуют желаемому размеру, лишний материал можно обрезать, а вот если вышивка получилась меньше, чем надо, то ее можно дополнить фоновыми строчками или произвольными элементами, доводя размер до необходимого.

Саму основу следует выкладывать следующим образом:

  1. Нижний слой — его располагать лицевой стороной вниз.
  2. Наполнитель. Если говорить о синтепоне, то его плотность должна быть 100 г/кв. м. Более пышный материал не столько даст дополнительный объем основным элементам рисунка, сколько сделает грубым и толстым полотно с фоновой вышивкой. Кроме того, необходимо учитывать возможности пяльцев и высоту подъема лапки швейной машины. При чрезмерно большой толщине основы машинка может пропускать стежки, что нарушит целостность линий и внешний вид изделия.
  3. Верхний слой — уложить лицевой стороной вверх.

Все слои необходимо скрепить между собой булавками, а если размеры полотна большие, то лучше склеить края водорастворимым клеем.

Вышивка

Сама по себе техника выполнения трапунто достаточно проста: достаточно лишь вышить контуры рисунка, двигаясь от центра к краям. Таким образом можно избежать появления ненужных складок и заломов. Длина стежка должна равняться примерно 2 мм. После того как все линии эскиза будут прошиты, следует приступать к фоновой строчке. Можно заранее нанести ее контуры на ткань маркером либо двигаться в произвольном порядке. Чем плотнее и мельче будет фоновый орнамент, тем лучше будут просматриваться основные объемные элементы. Лишние нити следует закрепить и спрятать внутрь работы.

Готовую вышивку необходимо замочить на 15-20 минут в теплой воде, чтобы линии маркера полностью растворились, после чего аккуратно отжать через полотенце (выкручивать изделие нельзя) и высушить на горизонтальной поверхности. Уже сухую заготовку проверить на необходимость наложения дополнительной фоновой строчки либо добавки наполнителя в элементы основного рисунка. На этом этапе сама вышивка готова.

Кроме классической однотонной вышивки, существуют несколько вариантов придания яркости и цвета. Самый простой — вышивка по контурам заводского принта. Можно предварительно вышить гладью элементы на верхней части основы, нашивать цветную ткань по принципу аппликации, но самый интересный способ — это использование техники шадоу трапунто.

Она заключается в теневом окрашивании работы. Например, в классической вариации объемные элементы наполняли цветными нитями для вязания, которые, просвечивая сквозь верхний слой, и давали «теневую» окраску изделию. Для того чтобы создать подобную окраску в варианте с трехслойной основой, необходимо на изнаночную сторону верхнего слоя нашить лист фетра и вышивать только те детали, которым необходимо придать данный цвет. Затем лишний фетр отрезать, отступив от строчки 1,5 мм, и нашить все остальные цвета. После того как теневая окраска будет нашита, можно приступать к самой технике трапунто.

Важно! В данном случае фетр необходимо пришивать водорастворимыми нитями, чтобы не было дублирования строчки рисунка.

Обработка края

Какой бы красивой ни получилась вышивка, неряшливые края в корне загубят внешний вид изделия. Можно край закрыть косой бейкой: для этого необходимо сначала прошить основу по периметру, отступив 0,3 см от края, чтобы он не был толстым, а слои не сместились в процессе обработке, после чего нашить тесьму. Таким способом можно обрабатывать двусторонние изделия.

А вот если шить подушку в технике трапунто, то необходимо будет либо соединять две вышивки, либо вышивку с материалом для обратной стороны изделия. Также можно использовать широкую окантовку, помещая объемную часть в своеобразную рамку, как картину. Это позволит сконцентрировать внимание на необходимом элементе декора.

Хороший мастер-класс по технике трапунто для начинающих представлен в данном видео:

Несмотря на множество нюансов, кропотливый труд и достаточно сложную технику исполнения, даже начинающий мастер может создать уникальную вещь с объемной вышивкой трапунто, будь то прихватка, жилет, элемент на верхней одежде, подушка или покрывало. Главное — не бояться начинать новое и помнить, что королевскую роскошь и изящество можно сделать своими руками.

Мастер-класс по объемной вышивке трапунто

Вышивка в технике трапунто, привлекает свое внимание, своей необычностью. Так как, выполнена она в объемном виде, это придает вышивке некую воздушность. Хочется сделать такую работу своими руками.

Хотим предупредить сразу, что вышивка в технике трапунто, требует сосредоточенности и скрупулезности, так как требуется повышенное внимание рукодельницы. Давайте приступать к работе. Мы пройдем не один мастер-класс, чтобы досконально овладеть вышивкой трапунто для новичков и начинающих.

Необходимые материалы

Немало важную функцию в трапунто, имеют необходимые материалы. Давайте, поближе с ними познакомимся. Плотную ткань, такую, как джинс и стрейч, лучше не брать. Подойдет легкое и натуральное полотно, например, шифон и батист, а так же хлопок. Они с легкостью, сделают необходимый вам объем.

Окраска полотна, зависит только от ваших предпочтений. Мы советуем, все же выбрать белый цвет. Он смотрится более благородно и изысканно. Цветные оттенки, по-своему тоже хороши. Мастерицы с хорошей фантазией, используют именно такой окрас. Положитесь на свой вкус и предпочтения, при выборе ткани для трапунто. А так же, определитесь, что именно вы будите вышивать и где вышивка, созданная в технике трапунто, должна находиться.

Объемность вышивки подчинена нескольким ярусам подкладки. Единственного яруса, иногда становится маловато, поэтому необходимо брать и другой. Для этого, прекрасно подойдет поролон и синтепон. Если такого материала нет под рукой, в трапунто можно применить вату.

Подходящие иголки

Перед тем, как начать делать трапунто, подберите себе подходящие иголки. В любом случае, они должны быть достаточной длины. В специализированном магазине, они продаются под названием, иголки для квилтинга. У нее достаточно широкая дырочка, что позволяет нитке хорошо лавировать и не рваться. Если же, в торговой точке, такой иглы не оказалось, тогда, вполне подойдет иголка для вышивки. Эта фурнитура, обязана быть заостренной. Если иголка, использовалась уже много раз, лучше замените ее на новую, дабы не испохабить трапунто.

Выбор необходимых нитей

Выбор нитки, это тоже важный пунктик в таком деле, как вышивка трапунто. В работе, следует применять две нити одинакового размера, и вверху и внизу. Если не получается, то нить, которая снизу, не может быть тоньше 120.

Нитка, расположенная выше, обязана быть полиэстеровой. Преподавая мастер-класс, специалист, в первую очередь, должен об этом сообщить. Она очень прочная и отлично сшивает несколько слоев. Используя ее, вы забудете, что такое пропустить шов. В наше время, такую нить, научились делать в разной палитре цветов и даже нити, которые светятся в темном пространстве.

Если, у вас на данный момент нет такой полиэстеровой нитки, не расстраивайтесь. На помощь к вам придет вискозная. Скорость вышивки, должна быть не большой, дабы не сбивать нитку. Единственный недостаток в том, что со временем, вышивка будет деформироваться, потому что, швы начнут расходиться.

Опытный мастер, пользуется металлизированной ниткой. Такая техника и вышивка трапунто, считается самой восхитительной. Скорость делайте минимальной, чтобы избежать разрыва. Иголка должна быть специально подходящая под эту нитку. Такой материал, применяйте в тех изделиях, которые не часто будут в стирке. Потому что, со временем, нить потеряет свой цвет и станет разрываться.

Многие мастерицы, пользуются хлопчатобумажными нитками в вышивке своими руками. Так как для машинки, они не годятся. Самая качественная фирма, это «Мадера», она прекрасно подходит для вышивки трапунто.

Делаем вышивку трапунто машинкой

Для этого, нам необходима такая фурнитура:

  • органза;
  • паралон или синтепон;
  • полотно для лицевой и изнаночной сторон;
  • шелковая нить;
  • стабилизатор, который легко растворяется в воде;
  • канцелярский клей.

Имейте в виду, что вышивка может стать меньше, в период работы. Лучше возьмите ткани с запасом. Объемную ткань, перед началом вышивки, необходимо слегка прогладить утюгом. Подготовьте эскиз работы и нитки, их должно хватить на 3 смены. Вышивка должна повториться 3 раза, ровно по тем самым швам. Если такое не сделать, ваше полотно будет выглядеть не очень эстетично.

Начинаем наш мастер-класс по вышивке трапунто, в него входят такие этапы:

  • вложите в пяльцы стабилизатор, который легко растворяется в воде;
  • опустите в него синтепон;
  • следующий ярус, это органза;
  • прикрепите все материалы, с помощью булавок;
  • натяните шелковую нить на шпульку;
  • установите пяльцы в машинке;
  • погрузите эскиз в аппарат;
  • начинаем вышивать первую расцветку;
  • после прошивки первого оттенка, отрежьте стабилизатор. Уберите лишний синтепон по кругу, только не заденьте органзу;
  • проклейте основное полотно клеем;
  • водорастворимой ниткой вышейте края эскиза и нанесите на него клей;
  • трапунто на органзе соедините с краями рисунка;
  • теперь будем вышивать шелковой нитью;
  • вставьте пяльцы назад в машинку;
  • скорость необходимо уменьшить до самого минимума;
  • следующие действия, должны соединить все части воедино;
  • необходимо постараться, чтобы органза накрыла собой весь рисунок, пусть, даже с запасом, так как она может и сползти;
  • уберите органзу, потому что наши действия закончены. Работа завершена, необходимо только ее куда-нибудь нашить. Пусть это будет наволочка или одежда. Либо, поставьте ее в рамку и повесьте на видное место.

Ручная техника трапунто

Мы уже упоминали о том, что трапунто делается еще и в ручную. В этом деле, самое главное, верно, наносить орнамент на полотно и делать шадоу. На верхний ярус полотна, нанесите рисунок, а затем, начинайте делать работу по краю изображения. Шадоу- это занимательное занятие. Становится очень интересно, когда вы научитесь его делать.

Опытные мастерицы, утверждают, что для шадоу отлично подойдет лайт бокс. Нитку, лучше взять шерстяную и с помощью нее, вышивать узор. Так как он, выйдет более четким. Для нанесения рисунка, используйте водорастворимый маркер.

После нанесения изображения, прогладьте его утюгом, чтобы он приклеился. После этого, оторвите бумагу, а ткань опустите в воду. Она должна пребывать в ней, пока маркер не исчезнет. Маленький секрет в трапунто, заключается в том, чтобы не выжимать ткань, а разложить ее на ровной поверхности, для высыхания. Орнамент, можете украсить нитками, разного оттенка. Сделать объем на мелких аксессуарах, можно, используя простую вату. Если вы успели заменить, что вышивка шадоу, это не так уж и тяжело делать. А самое важное, что вышивка шадоу, является занимательной и интересной работой.

В разгар работы, в технике шадоу, многие мастерицы, начинают проявлять свою фантазию и отклоняются от нормы. Это не страшно, такая инициатива не испортит ваше занятие, а придаст некую изюминку. Задействуйте сразу несколько оттенков нити, а шов делайте плотным. Возьмите на заметку тот нюанс, что синтепон не нужно гладить, вы его только примнете. Такая техника и вышивка, должна быть не сложной, даже для начинающих.

Иной способ создания вышивки

В этом разделе, мы расскажем вам о том, как облегчить себе работу в трапунто. Конечно, вам, может показаться такое занятие достаточно сложным. Но это, совсем не так. Наберитесь терпения и приступайте.

Этот мастер-класс, повествует о том, как упростить себе работу в технике трапунто для новичков и начинающих:

  • выберите, то изображение, которое хотите сделать;
  • отрез полотна, должен быть намного больше, чем то, которое вы отмеряли;
  • с изнаночной стороны, рисунок приколите булавочками;
  • подберите нить, которая подойдет по цвету и будет надежной и достаточно тонкой;
  • пришейте полотно к изображению;
  • аккуратно прошейте изображение по его краю, для того, чтобы впоследствии его набить. С первого раза, может не выйти, но немного потренировавшись, у вас все получится;
  • острыми ножницами необходимо разрезать низ ткани. Только не делайте этого, до самого конца, чтобы не расползлась ткань;
  • в получившуюся дырку, необходимо засунуть обыкновенную ватку или синтепон;
  • перевернувши изображение, присмотритесь, полностью ли вы набили ткань. Наш мастер-класс, по изготовлению трапунто закончен.

Вышиваем цветными лентами

Переходим к самому захватывающему и познавательному разделу. В нем, мы расскажем, как делается прекрасная вышивка лентами. Для того, чтобы все сделать, максимально верно, вам поможет наш мастер-класс с лентами. Так как технику шадоу, вы уже проходили, то вышивка лентами, для вас не станет трудоемкой.

Начинаем, поэтапный мастер-класс, который будет доступный, даже для начинающих. Он будет состоять из цветочка с листочками.

Сделайте изображение на ткани того рисунка, который вы хотите вышить. А именно цветок и его листья. Воспользуйтесь белым полотном, на нем, легче всего делать работу.

Для создания объемной сердцевины нашего цветочка, нам понадобится белая лента, протяженностью сорок сантиметров. Закрутите ее таким образом, чтобы образовался бутон розы, и прошейте ее иголкой. Оставьте 25 см для наших лепестков.

Делайте такую работу очень щепетильно, использую иглу с большой дырочкой. Воспользуйтесь своей фантазией и делайте лепестки такими, какими вы их видите.

Плотно крепите наши лепестки и делайте их, как можно больше, из-за этого, трапунто будет выглядеть объемней.

Из нескольких лепестков, сверните бутончик. Пусть он будет расположен немного дальше от главного цветка. Он должен находиться в таком месте, чтобы удачно вписываться в общий силуэт.

Бутон цветка, получился белого цвета. Для придания ему максимального сходства с натуральным цветком, подкрасьте розовой, специальной краской края.

Вышить листья, тоже не составит огромного труда, понадобятся, лишь, зеленые нити мулине.
Прекрасное трапунто из лент готово. Можете придумать из него какую-нибудь интересную вещь.

Любой вид рукоделия, и даже такой, как трапунто, помогает мастерице провести свободное время хорошо и с пользой. Ведь, занятия вышивкой, у женщины заложено генетически. Еще наши предки, занимались такой работой.

Такое необычное и занимательное занятие, как трапунто, расширит круг ваших знаний. Поможет раскрыть, затаившиеся ваши таланты. Применяйте наш мастер-класс, чтобы создать неповторимый шедевр. И тогда, ваше мастерство, оценят в полной мере, как ваши близкие, так и друзья, которым очень понравится такая необычная работа.

Оригинальная объемная итальянская вышивка трапунто

В мире рукоделия существует множество оригинальных вышивальных техник. Одна из них – итальянская техника вышивки трапунто.

Итальянская вышивка трапунто удивляет своей неподражаемостью и оригинальностью. Главное отличие от других видов вышивки – это ее объемность. Выполняется вышивка швейной машинкой или иголкой вручную.

Вышитое изделие выпуклой формы можно даже отличить от любой другой техники на ощупь. Техника выполнения достаточно сложна, но ознакомившись с ее технологией и отличием способов вышивки, можно стать практически профессионалом в работе.

История возникновения трапунто

Вышивка трапунто возникла в Италии, на острове Сицилия. Многие знают эту страну как колыбель древних памятников культуры и архитектуры. Но не все знают Италию как родоначальницу нескольких популярных видов вышивки. Одна из них – выпуклая вышивка трапунто. Название этой изысканной техники произошло от итальянского слова «trapuntare», что значит вышивать. Техника выпуклой вышивки появилась первоначально с практической целью для экономии тканей, поскольку раньше для подкладочного материала вышивки применялось старое рыхлое и ветхое полотно.

Именно ветхость подкладки ткани и давала такой изящный результат объемности в изделии, поскольку через отверстия в ткани добавлялась объемность узоров, посредством добавления ваты в нужном фрагменте. Мастерицы из бедных слоев, желая, как всякая женщина, украсить свое жилье, творили невероятные скатерти, салфетки, покрывала, постельное белье, чехлы на подушки, а также украшали одежду.

В основном использовали растительные фрагменты узоров, цветы, букеты, геральдику дворянских родов для богатых заказчиков. Чаще всего применялось полотно из белого льна, что подчеркивало изящность линий вышивки.

Изделия из бедных районов Италии пленили своей красотой и изысканностью, поэтому стремительно завоевали любовь и поклонение не только в Италии, но и многих королевских семьях Европы.
Неожиданная удачная экономия быстро переросла в неподражаемую технику объемной вышивки. Из Италии в XVI трапунто с иммигрантами прибыло в Америку, где быстро завоевало любовь не только мастериц, но и знати. Важными пунктами для точного воспроизведения техники является правильный выбор материалов и инструментов.

Важность выбора тканей

В трапунто ткани играют большую роль, можно выбирать однотипные, можно выбрать разных фактур, это придаст изюминку вышивке и колорит.

Объемная стежка | МК по квилтингу | DIY

Важное условие: ткань должна быть тонкой, батист, сатин, шифон, хлопчатобумажные ткани. Стрейчевые ткани нельзя применять.

Для нижнего слоя очень часто мастера используют ту же ткань, что и для верха. Выбирая ткань для прокладки внутрь, нужно обязательно обратить внимание на качество материала, так как прокладка формирует объем:

  • синтепон, для работы максимальная плотность 100 грамм на 1 кв.метр, более плотный утяжеляет изделие;
  • спанбонд, хорошо держит выпуклость форм, но более удобен для ручной вышивки;
  • холофайбер, бывает нескольких видов, отличается от синтепона тем, что не задерживает влагу и запах;

Иногда, в зависимости от изделия, можно выбрать поролон. Хотя он и хорошо держит форму, но в процессе использования готового изделия может крошиться и пожелтеть. Это существенный недостаток, поскольку при прозрачном верхнем материале, это испортит внешний вид изделия.

Нюансы машинной вышивки

Вышивку осуществляют на машинке или вручную. Работая на машинке важно учитывать подъем лапки, укладывая слои ткани. Если уменьшить слои, то пропускаются стежки машинкой. К тому же если прокладки будет больше, то не хватит верхнего и нижнего слоя. При создании выпуклости важно, чтобы верхнего и нижнего слоя было больше по размерам, чем серединки. Если будет лишняя по размерам, потом можно подогнать. После создания вышивки, главное создать равномерность выпуклости по всему периметру.

Выбор ниток и иглы

Иглы для вышивки нужно подобрать максимально длинные. Такие иглы обычно с широкими ушками, при работе нить движется легко и не рвется. Если нет такой иголки, тогда уменьшить скорость строчки на машине. Игла должна быть острой, поскольку нужно прокалывать несколько слоев. Если игла тупая, то на ткани могут быть затяжки, внешний вид изделия будет испорчен.

Нитки для вышивки верхнюю и нижнюю берут одинакового размера, или нижняя нить должна быть тоньше. Чтобы изделие выглядело красиво и нить не рвалась в процессе работы, лучше всего брать полиэстеровую нить. Такая нить удерживает подкладку и большие по размерам выпуклости. Если нить вискозная, то скорость сделайте очень низкой, для равномерности стежков. Поскольку такая нитка потом деформирует рисунок, могут рваться стежки в процессе эксплуатации вещи, следовательно, и рисунок будет испорчен.

Самая красивая вышивка получается при использовании металлизированных нитей. Выглядит такая вышивка очень изысканно, но нитки могут рваться при машинной работе, поэтому необходимо использовать специальную сетку. Обычно только профессиональный мастер применяет металлизированные нитки, с ними достаточно сложно работать. Хлопчатобумажные нитки, больше подходят для ручной работы, поскольку они могут путаться и рваться.

Виды выполнения различных техник трапунто

Флорентийское и итальянское трапунто отличается от других техник количеством слоев ткани, которые натягивают пяльцами. Во флорентийской вышивке их всего 2 слоя, в итальянском трапунто используют 3 слоя. Поэтому итальянское трапунто считается двусторонним, поскольку рельеф четко виден с обеих сторон. Очень красиво смотрятся изделия, выполненные в двухцветной гамме, поскольку его можно использовать с обеих сторон.

Провансальское бути

Для начала работы необходимо при помощи стекла и освещения снизу перенести рисунок на ткань, применяя водорастворимый маркер. Потом сложив лицевую и изнаночные ткани, сметываем их. Стежки сметывания при ручной работе делаем мелкие, удалив рисунок маркера стиркой, после высыхания отпариваем подготовленный материал. Рельеф создается путем набивки длинными нитями пряжи. Для этого нужно взять иголку с длинным ушком и протянув нить внутрь рельефной выпуклости, отрезаем необходимую длину нитки, конец ее заправляем иглой внутрь узора. Более крупный узор набиваем ватой через раздвинутую основу изнанки, важно не порвать ее. Равномерно распределяем по всему рельефу, до полного его заполнения необходимой выпуклости.

Трапунто: техника шадоу

Отличается тем, что проводится в 5 слоев, важно их правильно запомнить и выполнить. Обычно используют очень тонкий верхний слой, чаще всего это органза. В данной технике трапунто обязательное условие использование стабилизаторов тканей: тканевых, клеевых и прокладки. Стабилизаторы предотвращают стягивание тонких тканей. Обязательно после окончания работы необходимо удалить стабилизаторы.

Марсельское пике

Это вид бути, в котором используется 3 слоя. Для прокладки применяется синтепон, стежки более длинные, чем обычно в бути. Изделие получается тяжелее, в основном используют для изготовления одежды, покрывал и чехлов для мебели.