Таджикский орнамент

Таджикский орнамент

Таджикский орнамент имеет древние корни, как минимум, 18 веков.

Новый прикол 2020

Традиционная вышивка с использованием таджикских орнаментов передается из поколения в поколение. Одним из самых характерных крупных таджикских вышитых изделий является сюзане. Оно занимает важное место не только в украшении жилища, но и в самой жизни народа и является гордостью народного творчества. Необычайное разнообразие орнамента, гармония пропорций, красота, выразительность и исключительная законченность декоративного замысла сюзане достойны изумления и преклонения перед мастерством человеческих рук.

Роспись потолка Восточный орнамент

Кроме сюзане в равнинных областях Таджикистана существуют другие виды крупной декоративной вышивки Близкими по своему назначению к сюзане являются борпуш, руиджо, карс . Ими тоже украшают стены, покрывают постель и сложенные в стопы одеяла. Каждое из этих изделий участвует также в свадебных и в погребальных обрядах. По своим размерам эти вещи гораздо меньше сюзане (200Х200, 200Х150, 100Х300 см. А по разнообразию узоров и расцветке часто превосходят их.

Красивыми растительно-цветочными орнаментами отличается таджикская резьба по алебастру – ганч или ганчкори. Таджикский орнамент можно увидеть и в образцах народной керамики и в росписях стен и потолков.

Восточный орнамент

Тарелка "Таджикский орнамент"

Перед началом работы хорошо обезжирить поверхность тарелки. Делаем это любым спиртосодержащим средством.

Затем в ход идет нашал копирочка. Копирочку укладывает на тарелку гладкой(!) стороной вниз, а сверху кладем нашу распечатку с орнаментом. Проверяем, чтобы она лежала как нам надо и закрепляем все канцелярскими зажимами с 4-х сторон. Раньше я использовала скотч, но с зажимами мне понравилось больше. И держат крепче, и временных затрат меньше.

Берем ручку/карандаш, зубочистку и начинаем, хорошо надавливая, прочерчивать контуры нашего рисунка. Чем лучше мы продавим, тем четче рисунок на тарелке даст копирка.Чтобы рисунок от копирки у нас не стерся от наших же рук, кладем на одну часть тарелки (где пока не рисуем) бумажную салфетку.
Начинаем аккуратными точками покрывать контуры, которые нам оставила копирка.

Берем краску зеленого цвета и закрашиваем определенные участки.

Берем в работу желтый, красный и синий цвета и закрашиваем необходимые участки

Дизайнеры Таджикистана создают уникальные стили. Национальный колорит

Приступаем, наверное, к самой сложной части данного мастер-класса. А именно — заполнению точками нашего рисунка. Чтобы получился интересный эффект нам нужено контурами ставить точки максимально близко друг к другу.
Начинаем с центра, дабы не смазать свежую краску

Покрываем всю поверхности нашей тарелки контурами соответствующих цветов

При помощи черного контура подчеркиваем все элементы

У нас остались несимпатичные белые края, которые несколько портят вид тарелочки. Берем акриловую краску (я взяла медного цвета) и аккуратно по грани закрашиваем наш край.
И теперь таже процедура, что и с основным рисунком тарелки — покрываем все точками (у меня контур цвета «медь» Decola).

Таджикский орнамент

Таджикский орнамент имеет древние корни, как минимум, 18 веков.

Традиционная вышивка с использованием таджикских орнаментов передается из поколения в поколение. Одним из самых характерных крупных таджикских вышитых изделий является сюзане. Оно занимает важное место не только в украшении жилища, но и в самой жизни народа и является гордостью народного творчества. Необычайное разнообразие орнамента, гармония пропорций, красота, выразительность и исключительная законченность декоративного замысла сюзане достойны изумления и преклонения перед мастерством человеческих рук.

100 цветов чакана: в Душанбе прошел фестиваль национальной вышивки

Кроме сюзане в равнинных областях Таджикистана существуют другие виды крупной декоративной вышивки Близкими по своему назначению к сюзане являются борпуш, руиджо, карс . Ими тоже украшают стены, покрывают постель и сложенные в стопы одеяла. Каждое из этих изделий участвует также в свадебных и в погребальных обрядах. По своим размерам эти вещи гораздо меньше сюзане (200Х200, 200Х150, 100Х300 см. А по разнообразию узоров и расцветке часто превосходят их.

Красивыми растительно-цветочными орнаментами отличается таджикская резьба по алебастру – ганч или ганчкори. Таджикский орнамент можно увидеть и в образцах народной керамики и в росписях стен и потолков.

КАК РИСОВАТЬ ОРНАМЕНТ!!!

В Таджикистане француз на фотовыставке представит свой взгляд на современную Монголию

Ювелирное искусство Таджикистана

Ювелирное искусство Таджикистана

Конкретные реальные образы в виде переосмысленных условно-декоративных символов были представлены в ювелирных украшениях, которые в древнем костюме использовались в качестве амулета-талисмана. Об огромном значении украшений в костюме также свидетельствует развитие в древности науки по изучению лечебных и магических свойств драгоценных и полудрагоценных камней, широко применяющихся в декоре костюма. Камни якобы защищали от болезней, от сглаза, от порчи, от грома и молний, приносили удачу.

Таким образом, первоначально ювелирные изделия возникли как ритуально-магический предмет, защищающий человека от отрицательного воздействия на человека сил природы. Сакральная функция была сильна в украшениях с самого начала их возникновения и не теряет своего значения в некоторых видах ювелирных изделий по сей день.

Была значительна в средневековом и традиционном костюме знаковая функция, выступающая показателем материального состояния человека, его половозрастной категории, его положения в обществе, профессиональной и локальной принадлежности. Со временем в украшениях усиливалась их эстетическое значение, а сакрально-магическая функция ослабевала, но не теряла полностью своего значения.

Исследования показали, что украшения раннего средневековья отличаются композицией, используемыми материалами. В ювелирных изделиях V-VI вв. излюбленным декором были круги, перлы, шары и овалы. Ими декорировались края головных уборов и нашейно-нагрудных украшений, браслетов, подвесок, поясов и т.д. Изделия этого периода отличаются своими мягко очерченными, нерезкими контурами. В украшениях данного периода особенно дает о себе знать влияние кушанского искусства, которому было характерно оформление изделий с применением свойственных индо-буддийскому стилю символов и орнаментов (круги со спицами, лотос и т.д.), а также зернью, кругами, перлами и сердечками.

Анализ показал, что ювелирные украшения VII-VIII вв. отличаются большей декоративностью и вычурностью форм, чем в предшествующий период. Наряду с перлами и кругами в декоре ювелирных изделий широко используются растительные орнаменты. Большую популярность вновь приобретают символы круга и полумесяца, которые наряду с перлами, завитками и цветами, а в некоторых случаях и с крыльями создают цельную композицию. Более усложненными, многосоставными становятся нашейно-нагрудные и ушные украшения. В VII-VTII вв., в связи с возрастающим влиянием тюрков в Средней Азии, в ювелирном искусстве появляется тюркский художественный элемент. Его влияние больше всего чувствуется в оформлении деталей поясных украшений и некоторых видов серег. В изделиях V-VIII вв., а также более позднего времени можно проследить также влияние традиций искусства сасанидского Ирана и Византии . Особенно излюбленным в это время становится звериный мотив, чаще всего применяемый в декоре ручных и нашейных украшений.

Три основных цвета ислама и восточный орнамент

Раннесредневековые ювелирные изделия делятся на три группы: 1) тохаристанские; 2) согдийско-уструшанские; 3) ферганские. Ювелирное искусство Согда, Уструшаны, Тохаристана и Ферганы имело почти одинаковые тенденции развития, проявляющиеся в схожих формах, составе, художественном оформлении и ношении украшений. Все это было обусловлено активным общением, хозяйственными и культурными контактами населения в едином историко-культурном пространстве, а также общими этническими корнями. При этом каждой из этих групп характерны определенные художественные особенности. Так в изделиях тохаристанских мастеров часто встречаются элементы, которые были популярны в индо-буддийском искусстве (образ лотоса, колеса и т.д.). Сравнительный анализ украшений, представленных в настенной живописи раннесредневековых памятников Тохаристана (Бамиан, Фундукистан, Балалык-тепе) и Индии (Аджанта, Элефанта и др.), позволили выявить много аналогичных изделий (в особенности среди ушных и нашейно-нагрудных украшений) и общих традиций в ношении украшений (нашейно-нагрудных). В некоторых изделиях прослеживаются традиции эллинистической культуры. Например, в стеклянном медальоне из Балалык-тепе (образ матери и ребенка) и в ожерелье из Дальверзинтепе (с резным профилем на камне) мы видим влияние традиций греческого искусства глиптики. Иногда в качестве декора применялся известный декоративный элемент греческого искусства – листья аканта.

Согдийско-уструшанскому ювелирному искусству характерен более разнообразный декор, что особенно наглядно продемонстрировано на головных и нашейно-нагрудных украшениях. В согдийских украшениях V-VI вв. дает о себе знать влияние традиций кушано-эфталитского ювелирного искусства, где превалируют орнаменты в форме кругов, сердечек, перлов. Встречаются изображения крупиорогатых с большим диском над головой в обрамлении зерни, витые кольца и перстни с каменными вставками, популярные в кушанской и эллинистической культурах, представленные в полихромной цветовой гамме. В согдийско-уструшанских украшениях VII-VIII вв. в местные традиции проникает тюркский художественный элемент, что особенно ярко проявляется на составе и оформлении поясных украшений. Пояса становятся более усложненными и многосоставными. В это время наблюдается большая стилизация форм и усложненность орнамента. В изделиях данного периода можно заметить и влияние византийского ювелирного искусства, которое проявляется в особом стиле растительного орнамента (пряжки и накладные поясные детали из Пенджикента VII-VIII вв.). Популярным элементом декора в это время становится растительный орнамент в виде завитков, лепестков и побегов, которые украшают чаще головные (данные стенной росписи и терракоты) и поясные украшения (накладные детали из Пенджикента).

#1 Художник из Таджикистана покоривший Голливуд — Джама

В отдельную группу можно выделить ферганский комплекс украшений, в которых сохраняются несколько архаичные черты. В них сохранились пережитки традиций ювелирного искусства, характерного степной культуре (витые браслеты в виде рогов горного барана, изделия в виде круглых, змейкой скрученных спиралей и т.д.).

С приходом арабов и принятием ислама большей частью населения в ювелирном искусстве происходят значительные перемены в декоративном решении украшений. Но, тем не менее, в ювелирных изделиях IX-XI вв. все же сохраняются традиции домусульманского ювелирного искусства. В качестве примера можно привести стеклянные медальоны из Термеза (сюжет пользующийся популярностью в раннем средневековье), а также украшения, обнаруженные в Шехр-Исламе в форме полумесяца, сапожка и кулака (орнаменты, распространенные еще с древности).

Божественые джурабы из Таджикистана. Секрет создания

В XI-XIII вв. в оформлении ювелирных изделий появляются совершенно новые мотивы. В качестве орнамента в этот период используется каллиграфия. Значительного развития получает и растительный мотив. Украшения данного периода отличаются объемной пластической моделировкой орнамента (перстни из Шахристана), большой популярностью пользуются кольца и перстни шестигранной и четырехгранной форм, нередко сопровождающиеся надписями. В декоре украшений встречаются образы мифических персонажей в виде птицы-сирина, льва с человеческим лицом и т.д. Образы животных в средневековых украшениях малочисленны и их изображения настолько условно- схематизированы, что сходство с прообразом теряется и различить фигуру зверька можно с трудом. Иногда рисунок животного гармонично переплетается с растительными вьюнами и побегами. Встречаются изделия и с небесной символикой (например, серьга в виде полумесяца), значение которой в мусульманском искусстве переосмысливается и получает иную интерпретацию. Искусство данного периода сближается с культурой всего мусульманского мира, где новым принципом декоративности является отвлеченное обобщение и удаление от реальности.

Ювелирный комплекс украшений XIV-XV вв. имел меньший набор изделий и не отличался особым богатством форм. Изделия отличаются простым не сложным оформлением, тонкие пояса украшены небольшими металлическими накладными деталями. Весь комплекс отличается скудным набором украшений не только у мужчин, но и у женщин. Судя по изобразительным источникам XVI-XVII вв., были временем расцвета ювелирного искусства. Украшения отличаются своей богатой художественной отделкой (инкрустацией драгоценными и полудрагоценными камнями), совершенствуются форма и линии украшений, появляются новые разновидности нашейно-нагрудных изделий. В XVI-XVII вв. комплекс украшений усложняется. Головные украшения усыпаны драгоценными камнями и украшены высокими эгретами с перьями (иногда несколькими). У женщин края невысоких шапочек украшены рядом перлов (возможно, жемчужин). Украшения становятся более стилизованными, декор в них более раздробленным и тонким. Пояса становятся шире и оформлены большими накладными деталями круглой формы в виде цветочной розетки, инкрустированы камнями и самоцветами. Комплекс украшений и у женщин и у мужчин XVI-XVII веков меняется в сторону большей декоративности и усложненности форм.

Украшения XIX- начала XX вв. продолжают линию развития ювелирного искусства XVI-XVII вв. Ювелирные украшения XVIII, XIX и начала XX вв. следует рассматривать по локальным признакам. Так, украшениям южноцентральных регионов характерно оформление изделий круглыми цветочными розетками, кругами, несложными узорами в виде зигзагов, волнистых линий и точек. Они изготовлены из серебра, им свойственна монохромность. Изделия же северного региона более усложненных форм. Их чаще украшают сложные цветочно-растительные орнаменты, стилизованные надписи. Северным украшениям свойственна полихромность (они чаще инкрустированы разноцветными камнями и стеклами), а также декоративность (бахрома, кисти, перья и т.д.). Ювелирные украшения изготавливались как из серебра, так и из золота, а нередко изделия золотились. В ювелирном искусстве северного региона чувствуется влияние индийских, кавказских и русских традиций изготовления украшений, чему во многом способствовали тесные торгово-экономические связи, а также деятельность мастеров-заргаров других национальностей среди местного населения. Южные же украшения сохранили в себе некую архаичность форм, свойственную искусству предшествующих периодов.

Великолепный Таджикистан представит свою культуру в ЮНЕСКО. Архитектура, музыка, ткани

Таким образом, в истории развития ювелирного искусства можно выделить два важных периода, характер искусства которых во многом отличались друг от друга: домусульманский и мусульманский. Художественные традиции ювелирного искусства домусульманского периода отличались сложностью сюжетов в декоративном решении. В декоре и в формообразовании украшений находили широкое применение как растительно-геометрический сюжет, так и астрально-звериный и антропологический мотивы. Особой популярностью пользовались изделия с рисунками животных и птиц, а также с астральной символикой. Образы быков, горного оленя, барана, собаки, кабана и других животных украшали щитки колец и перстней. Фигурки коня и человека (богинь) носили в виде подвески к нашейным украшениям. Изображения птиц и небесных символов украшали головные украшения. Ювелирное искусство раннего средневековья во многом продолжало художественные традиции кушанского и сасанидского искусств. Изделиям данного периода были характерны изящность и простота форм в сочетании с богатством декора. Комплекс украшений знати отличался большим набором ювелирных изделий не только у женщин, но и у мужчин.

Геометрический орнамент в квадрате

Начиная с IX в., в ювелирном искусстве появляются новые традиции. Например, мужчинам было запрещено носить какие-либо украшения, кроме серебряного перстня. Исламские традиции наложили отпечаток и на характер художественного оформления ювелирных изделий. Изображения живых существ ограничивались, поэтому в данный период большого совершенства достигли каллиграфия и фитоморфный орнамент. Красивый изгиб арабской надписи украшал поля металлических амулетов, керамических подвесок, серег и щитков перстней. Растительно-цветочный мотив также достигает в это время высокого развития и олицетворяет райскую жизнь. Широко применяется в ювелирном искусстве и геометрический мотив, которому также присуща богатая смысловая нагрузка. Изображение животных передавались условно-схематически или абстрактно.

Таджикистан — рай цветов. Техника орнаментального исполнения

Исследования показали, что техника ювелирного искусства таджиков также прошла длительный эволюционный путь. В V-VIII вв. при изготовлении изделий применялись техника литья, гравировка, филигрань, инкрустация из камней. Достаточно высокого уровня достигло искусство обработки камня и кости. Изготавливались каменные бусы, на которые путем травления наносились различные орнаменты. Значительного развития ювелирное искусство достигло в XI-XIII вв. В это время появляются новые виды технологий изготовления и оформления ювелирных изделий (объемно-дутый декор в металлических изделиях, чернение и др.). Высокого уровня развития достигает и стекольное производство. Компоновка и распределение бус в ожерельях превращаются в настоящее искусство. Достаточно высокого уровня развития достигает ювелирное искусство XIX- начала XX вв. (в основном северного региона). В этот период для изготовления украшений широко использовались все виды материалов (золото и серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, стекло) и технологий (филигрань, гравировка-чернение, мастика-фольга, перегородчатая эмаль и др.). В городах, где ювелирные украшения пользуются большим спросом, создаются все условия для развития ювелирной отрасли.

Арабский орнамент своими руками.

В процессе исследования ювелирных украшений были выявлены некоторые традиции, связанные с ношением украшений мужчинами и женщинами, а также различия в ношении определенных видов украшений населением изучаемых местностей. Например, бусы в раннем средневековье носили как мужчины, так и женщины. Помимо бус из камней и стекла, особой популярностью пользовались металлические гривны, иногда украшенные декоративными деталями в центре с каменными вставками. При этом мужские гривны отличались от женских наличием подвески. Женские гривны, как и серьги, были сложносоставными и дополнялись подвесками разных форм и размеров. Мужские серьги украшали лишь шаровидные подвески. Различие между женскими и мужскими предметами наблюдается и в самой традиции ношения украшений. Например, согдийские женщины носили (возможно, это во многом зависело от материального состояния человека) одновременно три или четыре ожерелья (судя по росписям Пенджикента). Причем гривна или ожерелье с подвеской непременно располагались в самом нижнем ряду. Традиции ношения некоторых видов украшений в историко-культурных регионах отличаются. Например, в Фергане налобная повязка с декоративными накладными деталями являлась сугубо женским видом украшения, а в Тохаристане налобные повязки с декоративными бляшками носили и мужчины, и женщины. Если серьги входили в состав украшений и мужчин, и женщин Согда, Уструшаны и Тохаристана, то в Фергане они, скорее, относятся к женским видам украшений, так как обнаружены только в женских захоронениях. Украшения иногда могли выступать показателем этнической принадлежности человека. Например, накосные украшения у мужчин свидетельствовали об их принадлежности к тюркам. Пояса в VII-VIII вв. входили в состав мужского костюма, хотя в Согде женщины из числа прислуги также носили пояса, украшенные недорогими накладными деталями. Тем самым, пояса могли выступать и показателем статуса человека в обществе.

Таджикское ювелирное искусство сумело сохранить ценности и традиции, присущие домусульманскому искусству, что проявляется в использовании доисламских образов и мотивов в декоре украшений, некоторых традициях их ношения, в сохранении поверий, связанных с украшениями, и т.д. Возможно, главная причина кроется не только в том, что по традиции мастера из века в век передавали эти ценности последующим поколениям, а в том, что в искусстве всегда находило отражение окружающая человека природа: солнце, луна, птицы, животные, цветы, растения и т.д. Со временем менялась лишь художественная трактовка элементов природы, что было обусловлено переосмыслением духовных ценностей людьми.

Таджикистан обладает богатейшими ресурсами для развития ювелирного производства. Речь идет о запасах благородных металлов — золота, серебра, платины, а также самоцветных камней. Таджикистан славится богатейшими месторождениями драгоценных и полудрагоценных камней — рубина, благородной шпинели, александрита, бирюзы, амазонита, турмалина, граната, горного хрусталя, лазурита и др. Но, к сожалению, на данный момент в современном ювелирном искусстве таджиков существует проблемы, как технологического характера, так и в нехватке новых свежих идей и подходов в оформлении украшений. Ювелирное производство в стране почти не развивается, его изделия не пользуются особым спросом среди населения. На рынок поступают изделия единого образца, нет разнообразия в дизайне украшений, изделия не отличаются высоким мастерством изготовления, и большая их часть поступают из соседних стран. Между тем таджикские ювелиры -заргары, используя древние традиции ювелирного искусства, а также современные подходы в дизайне украшений могли бы создавать ювелирные изделия, которые пользовались бы огромным спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Было бы хорошо, если для изготовления ювелирных изделий современные заргары частично применяли и оригинальные древние методы изготовления ювелирных изделий, которые придали бы изделиям особую неповторимость.

Национальные орнаменты: в Таджикистане набирает популярность техника росписи кундаль