Рисунок для шапки крючком

Как рассчитать и связать донышко (макушку) шапки/берета/шляпы. Часть 1.

Коснусь одного из самых распространенных способов формирования донышка при вязании шапок/беретов/панамок/шляпок как спицами, так и крючком.

Я разделила этот пост на две части – ну, возможно, вы не уже не начинающая мастерица и вам будет неинтересно читать основы, а хочется сразу перейти к практической деятельности)) Хотя… ЧТО конкретно имеется ввиду, какие понятия используются, в какие способов я постараюсь углубиться на практике – все это найдется именно здесь в 1-й части. А конкретные примеры, расчеты, образцы собраны в Продолжении

Часть 1 «Теория»

Шапочка с эффектом 3Д, шапка крючком.

Большинство форм головных уборов имеет этот конструктивный этап – круг, центр которого соответствует центру модели шапки (макушка головы), независимо от того, какой это вид: панама, бини, берет, ушанка и т.п. Учитывая технику вязания, мы либо начинаем вязать от донышка и далее в направлении вниз, либо, наоборот, заканчиваем изделия именно им, донышком, при вязании снизу вверх.

Есть модели, где дно не вывязывается каким-то дополнительным образом, а просто все петли собираются и стягиваются одновременно, либо имеющиеся убавления мизерные – в этом случае это объемная часть выступает как конструктивно-планируемая деталь фасона. Например, на фото шапки связаны таким способом

В этом посте мы не будем обсуждать подобные фасоны или изделия, верхняя часть которых формируется способом последовательного вывязывания отдельных частей (напр., по принципу пятки носка), укороченными рядами, в поперечной технике вязания и т.п., а только те, для которых требуются специальные манипуляции при оформлении «круглой» формы донышка – это может быть как выпуклая, так и ровная поверхность верхней части изделия. К таковым головным уборам в этом посте применяются общие термины «шапка» или «берет».

Шапка крючком | Комплект шапка и снуд крючком

Для макушки шапочки как при вязании спицами, так и при вязании крючком, как для зимних моделей, так и для легких, включая летние панамы/шляпы, а также для любого рисунка, которым выполняется головной убор, необходимо выполнить определенные действия: убавления к центру или прибавления от центра донышка.

Чаще всего используется вариант распределения общего количества петель на клинья и затем в процессе вязания выполняются равномерные убавления/прибавления.

Например, в большинстве случаев при вязании спицами мы вяжем снизу вверх, т.е. донышко будет формироваться за счет убавлений.

И, наоборот, связанные крючком изделия, как правило, начинаются от макушки, и образование донышка идет при помощи прибавлений.

НО все эти операции подчиняются одну и тому же принципу – расположение линий убавок/прибавок складывается в процессе вязания клиньев.

К примеру, схема для донышка шапки из 8-ми клиньев выглядит примерно так

Количество клиньев в каждом конкретном изделии может варьироваться от 4 до 16-18 и даже до 24. От этого зависит, какая форма получится в результате: чем меньше клиньев, тем более «длинным/вытянутым» будет донышко по высоте и более плавное сужение/расширение полотна. Соответственно, бОльшее количество клиньев предполагает наиболее быстрое убавление/прибавление петель и в итоге плоский вид.

Например, для беретов с тем самым «плоским» дном выбирают многоклинную форму макушки, в частности 12-клинку

или 18-ти и даже 20-ти клинку

А для шапочки-бини с гладкой макушкой более рационально использовать 4-8 клиньев.

Шикарный узор для шапки Crochet stitches Вязание крючком 112

Но сумма таких клиньев не является априори «правильной» даже для определенного вида головных уборов – каждый мастер и для каждой индивидуальной модели выбирает наилучшее решение! Их может быть 4, 5, 7 и любое другое число.

Например, 5-ти и 7-ми клинки спицами

Шапка крючком узором «звёздочки» из пышных столбиков

или 7 и 8 клиньев для филейного вязания шляпок крючком

И не путаем: «плоское» дно – это не значит, что оно «гладкое», т.е. без складочек, сборок, фалдов и подобных характеристик полотна. Оно может быть и «гладким», и «со складками» (пусть назовем так): вот какую разницу я имею ввиду во внешнем виде одной и той же формы – «плоской» макушки, но само полотно на донышке лежит в разных положениях.

Точно также можно охарактеризовать и донышко т.н. «вытянутой» круглой формы

Вязание шапочки крючком узором 3д

Как конкретно вязать, выбирает мастер, и здесь нет каких-то приоритетов или правил» – кому что нравится)) Я, например, предпочитаю вязать шапочки спицами, где донышко со складками, в то же время модели, связанные крючком, выполняю именно с «гладкой» макушкой. Правда, везде есть исключения.

В зависимости от рисунка полотна убавления/прибавления выполняются также разными способами, например, если изделие вяжется узором косами, то изменения количества петель обязательно будут влиять на внешний вид этого рисунка, поэтому в этих случаях процесс убавлений/прибавлений подробно расписывается в описании к модели.

Нет описания понравившейся модели и вяжете самостоятельно? Что тогда можно использоваться при такой версии рисунка? Например, изначально начать убавления в прилегающих к самой «косе» эпизодах (в частности, изн. петель если вяжем спицами или СБН/ССН при вязании крючком), как правило, отделяющих один раппорт от другого, т.е. сужения/расширения отрезков между «косами», затем перейти к уменьшению/увеличению петель в самих «косах». Таким образом, плавно образуем форму донышка шапочки.

Но чаще всего используется способ, при котором сами «косы» переходят в другой рисунок, обычно в резинку

Как видим, есть достаточно вариантов различных «переходов» от основного узора к рисунку с уменьшением/увеличением петель. Напр., начав вязание крючком от центра макушки и довязав донышко на нужную высоту самой обычной резинкой из рельефных ССН, основное полотно шапочки продолжить вязать по схеме узором – для этого потребуется лишь довести количество столбиков до нужной суммы исходя из раппорта узора. Таким же образом можно сформировать макушку и при вязании крючком снизу вверх

Кроме того, для изделий крючком, особенно летней сезонности, часто вяжем ажурные шляпки, панамы, береты. И в этих вариантах все изменения количества п. обязательно отражены в соответствующих схемах вязания конкретной модели.

Любым инструментом можно вязать и таким образом, что рельефные линии убавлений/прибавлений будут образовывать узор, в то время как остальная часть полотна выполняется гладью.

И даже обычный рисунок шапочки спицами резинкой 1х1 или 2х2, как правило предусматривает отдельное описание для вывязывания макушки, ведь на общем фоне полотна такие убавления/прибавления будут очень заметны и привлекать внимание, и если их связать неровно, неравномерно, то внешний вид будет «загублен».

Поэтому во всех этих вариантах донышко будем вывязывать строго по схеме в описании к модели.

А вот если рисунок полотна предполагает возможность достаточно «простого» убавления/прибавления петель/столбиков, например, шапочка вяжется лицевой гладью, «рисовым» узором, платочной вязкой и подобными рисунками спицами либо СБН/ССН/филейной сеткой крючком, то можно использовать стандартные принципы и/или схемы убавлений/прибавлений для образования донышка.

Такие схемы без узора для изделий крючком можно свободно и быстро найти в интернете. При вязании спицами также действуют определенные «классические» правила – убавления в клиньях выполняются в определенном порядке, подробнее о котором во 2-й части поста «Порядок вязания».

Шапка ,,Крокодиловая кожа,, крючком.

При этом границы клиньев можно сместить, чтобы они не выделялись – например, как на фото ниже,

или оставить «видимую» строчку убавок/прибавок, хотя это и очень условно))

либо придерживаться «стандартных» действий и убавлять\прибавлять, специально выстраивая линии и при этом можно также их аккуратно размещать – к примеру «спиралью»

Для моделей, где донышко не является декоративно-эффектной частью изделия, все прибавления/убавления вяжутся без каких-либо дополнительных манипуляций, выделяющих их на общем фоне полотна. Скажем, на лицевой глади это могут быть те же лицевые или изнаночные петли.