Плетение на колышках мастер класс

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер класс как делать узоры и техника кружева

Старинный вид народного искусства – плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки

Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.

  • Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.
  • Навешиваем коклюшки на булавки.
  1. Плетем простую полотнянку до поворота.
  • Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.
  • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

  • Далее нужно плести по сколку.

Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

Кружевоплетение на коклюшках, урок 2

  • уроки : урок 1 / урок 2 / урок 3 / урок4 / урок 5
  • ———————————————————
  • НАЧИНАЕМ С ПРОСТОГО.

В музыке 7 нот, а в кружеве только 4. : плетешок, полотнянка, сеточка и насновка. Они создают то многообразие кружев, которое можно выполнить.

Начнем изучение с самого простого элемента кружевоплетения на коклюшках — с плетешка. Но прежде намотаем нитки на коклюшки

НАМОТКА НИТЕЙ НА КОКЛЮШКИ.

Кружево плетется не отдельными коклюшками, а парами, поэтому и наматываются на коклюшки нитки парами: вначале на одну, а затем, не отрывая нити, на другую коклюшку.

Вначале на указательный палец левой кисти кладем конец нити от катушки, на него кладем коклюшку. Придерживая нить большим пальцем, делаем вначале три тура (поворота нити) вокруг шейки коклюшки для закрепления нити.

Затем коклюшку берут за нижнюю часть большим и указательным пальцем правой кисти и придают ей вращательное движение к себе. Наматывая нитку, вращают коклюшку справа налево, обязательно в одну сторону, как можно туже и ровнее. Нить при этом от катушки идет к коклюшке снизу.

Намотав 2-3 метра нитки на коклюшку, ее закрепляют петлей.

Для чего большой палец правой руки кладется на намотанные нитки коклюшки, и продолжением нити с коклюшки палец оборачиваем. Образовавшуюся вокруг пальца петлю сбрасываем на коклюшку. Петля не позволяет нитке разматываться, но при необходимости можно удлинить её легким поворотом коклюшки слева направо.

Приблизительно такое же количество, которое было намотано на первую коклюшку (2-3 метра), отрываем от катушки и наматываем на вторую коклюшку с оторванного конца. Закрепляем намотанную нить так же, как описано выше. Между намотанными коклюшками остается нить длиной до 30 см.

перевить перевить-сплести перевить-сплести-перевить-сплести

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПЛЕТЕНИЯ КРУЖЕВ.

Приемы плетения кружев основаны на переборе-перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части, не касаясь пальцами ниток.

Плетение производится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой, а другая в левой руке.

Простейшие операции, из которых состоит основной процесс плетения, носят название » ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ».

«ПЕРЕВИТЬ» — это значит перекинуть, переложить правую коклюшку на левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают от одного до трех раз и более.

«СПЛЕСТИ» — означает: внутреннюю коклюшку правой руки перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пара поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот.

Мастер класс. Домотканые коврики

Переплетение «ПЕРЕВИТЬ» и «СПЛЕСТИ» один раз называется ПОЛЗАПЛЕТА . Повторив это плетение еще раз получаем плетение в ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ .

Эти понятия: ПЕРЕВИТЬ, СПЛЕСТИ, ПОЛЗАПЛЕТА, ПОЛНЫЙ ЗАПЛЕТ-азбука плетения и должны быть четко освоены при начале плетения.

Кружевное плетение на коклюшках. Урок 1

Мастер класс плетения на коклюшках для начинающих.

Кружевоплетение на коклюшках – это изысканный и самобытный вид прикладного искусства. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора плетёных элементов создаются изделия, поражающие нас красотой, изяществом и бесконечностью узоров.
При создании кружева используется всего один материал – гибкие тонкие нити (льняные, хлопковые, шёлковые или металлизированные), переплетение которых образует узорное полотно (мерное или штучное).
Мерное кружево плетётся в длину и измеряется в метрах. Оно служит для отделки и может быть узким (1-3 см), средним (3-6 см) и широким (6-12 см). Кружево с обоими ровными краями называют «прошва»; с одним ровным краем, а другим фестончатым – «край» или «краюшка»; с двумя фестончатыми краями – «аграмант».
Штучные кружева – это законченные изделия (воротники, салфетки, накидки, скатерти).
Кружево выплетается при помощи коклюшек – деревянных палочек с шейкой, на которую наматывается пряжа. Нить наматывается на пару коклюшек и закрепляется булавкой на валике-подушке. Для получения узора пары коклюшек перекладываются, перекрещиваются, соединяются и разъединяются, переплетая тем самым идущие с них нити в соответствии с рисунком. Такой рисунок, сделанный на бумаге, называется «сколок» – он предварительно накалывается на валик, где ведётся плетение.

В плетении на коклюшках различается всего несколько элементов: плетешок, полотнянка, сетка и насновка, но благодаря своей гибкости и подвижности они позволяют выполнять самые разные мотивы и формы – от строго геометрических, до художественно-изобразительных.

  • Материалы и инструменты.

Основные приспособления для плетения кружев – это валик и коклюшки. Также потребуются подставка для валика, портновские булавки-гвоздики, колотельная игла или тонкое шило, вязальный крючок № 0,5.
Коклюшки – деревянные палочки с головкой на одном конце. Под головкой находится шейка, на которую наматывается нить. Они могут быть разной формы (рис. 1) и заказать их изготовление можно в мастерских, где работают с деревом.
Если у вас нет возможности приобрести коклюшки, то их можно сделать в домашних условиях. Для этого потребуются ровные (без сучков) ветки ореха, клёна или липы толщиной 10-15 мм. Ветки нарезать на палочки длиной 17 см и прокипятить в течение 4-х часов в растворе соли (3 ст. ложки на 1 литр воды). После того как вода остынет, нужно вынуть палочки и очистить их от коры. На подготовленных таким образом палочках острым ножом вырезать шейку, а головку слегка закруглить (рис. 2). Всю коклюшку тщательно отшлифовать, чтобы нить свободно двигалась, не цепляясь за «заусенцы».
При плетении кружева коклюшки используют только парами, поэтому число их при работе всегда будет чётным: 4, 6, 8 и т. д.

Валик представляет собой туго набитую подушку цилиндрической формы. Для его изготовления нужно взять кусок плотного материала размером 50х70 см. Короткие стороны прямоугольника сострочить, а длинные стороны подогнуть на ширину 2-3 см и прострочить.

В полученные кулиски вдеть шнурки, с одной стороны шнурок затянуть и положить на образовавшееся отверстие картонный кружок диаметром 20 см для придания подушке формы валика. Затем плотно набить подушку сеном или опилками, накрыть вторым картонным кружком, затянуть шнурок и крепко завязать его.

Валик должен быть очень тугим – булавка, воткнутая в него, должна быть абсолютно неподвижна.

Подставка для валика обеспечивает устойчивость подушки во время работы. Её можно выпилить из фанеры с выемками на 2 см меньше диаметра валика (рис. 3) или приспособить плотную картонную коробку из-под обуви.
Колотельная игла нужна для прокалывания «сколка», на котором ведётся работа – в полученные отверстия затем вставляются булавки, фиксирующие плетение. Для изготовления колотельной иглы в деревянную круглую палочку тупым концом вставить швейную иглу.
Крючок используется для сцепления отдельных элементов кружева во время плетения.

Кружево плетётся по определённому техническому рисунку, который называется «сколок». Он наносится на плотную бумагу или кальку в виде точек (обозначающих места втыкания булавок) и прорисованных линий узора.
Для укрепления сколка к валику предварительно прикалывается картон соответствующего размера (рис. 4). Чтобы картон не «ёрзал», булавкой нужно подхватить сначала немного ткани, а затем горизонтально воткнуть булавку в уголок картона (с каждой из 4-х сторон).

Затем на валик с картоном булавками закрепить сколок, вкалывая их по самую шляпку, и колотельной иглой проколоть все точки по рисунку.

Намотка ниток на коклюшки.

Нитки наматываются на коклюшки попарно: сначала на одну, а затем – без отрыва нити – на другую.

Для этого сначала намотать кончик нити на шейку коклюшки и, держа нить в левой руке, а коклюшку – в правой, вращать коклюшку большим и указательным пальцем к себе (справа налево), начиная снизу шейки и продвигаясь вверх. Наматывать нужно как можно ровнее и туже.

С окончанием намотки нитка должна находиться всегда в верхней части шейки, т. е. у головки.
Намотав 5-6 метров, нить оборвать и закрепить петлёй (фото 1-4). Переложить эту коклюшку в левую руку, а в правую взять пустую.

Закрепить на коклюшке кончик нити и таким же образом намотать на шейку нить, сматывая её с левой коклюшки, пока на обеих не окажется примерно одинаковое количество нити. На правой коклюшке нить также закрепить петлёй (фото 1-4).

Выполнение закрепительной петли (фото 1-4).

Это специальная петля, которая фиксирует намотку и обеспечивает свободную подачу нити во время работы.
1. Держа коклюшку в правой руке, указательным пальцем левой натянуть нить.
2-4. Завести коклюшку под нить и, просунув головку сверху в образовавшуюся петлю, затянуть её.

Петли для каждой коклюшки должны иметь одинаковую длину (около 15 см) – коклюшки не должны свисать ниже валика (или поверхности, на которой он расположен).

Основные приемы плетения.

В работе одновременно участвуют 2 пары коклюшек – одна пара в правой руке, другая – в левой (коклюшки надо держать за нижнюю часть, не касаясь пальцами шейки).
Узор плетения получается при переборе – перекладывании в определённом порядке нитей в каждой паре (что называется «перевить») и нитей 2-х пар (что называется «сплести»). Каждый приём выполняется двумя руками одновременно.

«Перевить» – значит перекинуть правую коклюшку и её нить через левую коклюшку и её нить (справа налево) одновременно в обеих руках (рис. 5, фото 5-6). Это делается с помощью больших пальцев. В зависимости от рисунка кружева перевив может делаться от 1 до 3-х раз.

«Сплести» – значит перекинуть левую нить одной пары коклюшек через правую нить второй пары, т. е. 2 средние коклюшки поменять местами, но обязательно правую под левую, а не наоборот (рис. 6, фото 7).

Основные элементы коклюшечного кружева. Плетешок.

Плетешок – это туго сплетённый двумя парами коклюшек шнурок. Плетешок используется во всех видах кружев, сплетённых на коклюшках, им соединяют отдельные части изделия, иногда он выступает главным украшением узора в виде разнообразных решёток, фестонов и краёв кружев.
Техника плетения плетешка заключается в многократном повторении приёмов «перевить» и «сплести».
Для отработки навыков выполнения плетешка на бумаге нарисовать учебный сколок (рис. 7), представляющий собой линию с точками на расстоянии 1 см друг от друга.
Сколок прикрепить к картону на валике, вколоть в верхнюю точку булавку и навесить на неё 2 пары коклюшек.

Перевить нити в каждой паре, а затем сплести средние нити. После этого развести пары коклюшек в стороны, расправляя и утягивая нити (фото 8). Продолжить эти действия до следующей точки на сколке, затем вколоть булавку между парами нитей (фото 9).

Отвивная петелька образуется парой коклюшек при помощи булавки:
– пропустить булавку под нитку 1-й коклюшки (фото 10);
– захватить ею нитку 2-й коклюшки (фото 11);
– конец булавки пропустить между нитками (фото 12);
– булавку потянуть вверх, вытягивая петлю, и поставить булавку в точку накола отвивной петельки (фото 13-14). После этого утянуть обе нити и продолжить плетешок.

Отвивные петельки с обеих сторон делаются аналогично.

Плетешок с одной отвивной петелькой плетётся по сколку, изображённому на рис. 8, плетешок с двумя отвивными петельками — по сколку, изображённому на рис. 9.

Плетение на коклюшках кружева, схемы для начинающих

История бобинного кружева

Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.

Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.

Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.

Город Брюгге

Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.

Как сделать новогоднюю елку из бисера своими руками

Упадок произошёл в XIX веке в связи с бурным развитием капитализма и, как следствие, внедрением машинных способов производства в текстильной промышленности. Активное строительство железных дорог способствовало изменению логистики грузоперевозок, и Брюгге оказался на периферии торговых маршрутов. Цена на кружево упала.

Повороты судьбы

Отношение к одежде и аксессуарам резко изменила Первая мировая война, ставшая катастрофой для всей Европы. Уровень жизни резко упал. Работающая женщина перестала быть исключением. Изысканные наряды сменились удобной и нетребовательной в уходе одеждой, а рукоделие ограничилось освоением самых простых приёмов.

Но брюггским мастерам удалось сохранить своё искусство. Этому способствовало бурное развитие туризма.

Прекрасный старинный город, улочки которого сохранили вид и запах позднего Средневековья, как магнитом тянет путешественников со всего мира. Товары маленьких магазинчиков разлетаются как горячие пирожки.

В них широко представлен текстиль с мелкой кружевной отделкой. Однако приобрести сложное изделие можно только по предварительному заказу и за внушительную сумму.

В городе работает профильный музей, в котором представлены прекрасные образцы, сколки для кружевоплетения на коклюшках, все схемы знаменитых узоров. Также проводятся ярмарки и мастер-классы вязания на коклюшках для начинающих.

Бантик из бисера: схема плетения для начинающих

Как это могло быть, можно посмотреть в фильме «Россия молодая», где показано рабочее место жительницы Русского Севера по имени Таисия в исполнении Александры Яковлевой. Девушка считается хорошей мастерицей, успешно продаёт перекупщикам своё творчество и зарабатывает не хуже любого рыбака.

Этот вид рукоделия перестал быть точечным и перешёл в разряд промысла только в XIX веке. Тогда же сформировались известные до сих пор традиционные центры кружевоплетения в следующих городах:

  1. Елец.
  2. Вятка.
  3. Вологда.
  4. Мценск.

Центрами ремесла в те времена были мастерские при помещичьих усадьбах. Их продукция пользовалась огромным спросом в обеих столицах и других крупных городах. Крепостные мастерицы в основном копировали европейские плетёные узоры. После отмены крепостного права рукоделие широко распространилось среди крестьянского сословия и стало народным искусством.

В XVIII веке в Петербурге была создана Мариинская школа кружевниц, художницы которой много сделали для создания русского стиля.

По имеющимся данным, с 1880 по 1912 год количество вязальщиц в Вологодской губернии с 4 000 увеличилось до 40 000. В советское время традиции были поддержаны и преумножены.

Для рукодельниц открылись профессионально-технические училища, работавшие на базе производственно — художественных объединений.

Плетение фенечек из ниток мулине для начинающих

Традиции не утеряны и живут до сих пор. В Вологде работает предприятие «Снежинка», а в 2022 году открылся музей. В нём представлены лучшие образцы старинного и современного бобинного кружева.

Здесь можно увидеть скатерти и занавески, салфетки, тесьму и всевозможные предметы гардероба, сделанные руками местных мастериц.

VLOG. Побыла ткачихой и горшечной феей �� Путешествие продолжается. День 2.

Неизменной популярностью пользуются экскурсии и уроки плетения кружева на коклюшках для начинающих.

Материалы для изготовления

Процесс плетения сложен, требует внимания, терпения и некоторых затрат на средства производства, которые можно приобрести в магазинах для рукодельниц. Перечень невелик:

  1. Сколок — технический рисунок с нанесёнными линиями узора, в точки пересечения которых втыкаются булавки.
  2. Портняжные булавки.
  3. Валик (бобина) — подушечка круглая, плоская или вытянутая в зависимости от традиции или формы изделия.
  4. Подставка под валик.
  5. Коклюшки — деревянные палочки в виде колышков, на которые наматываются нитки.
  6. Нитки.
  7. Крючок.

Всемирная паутина открыла возможность виртуально посещать курсы плетения на коклюшках для начинающих и стать настоящим мастером не выходя из дома.

Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности :

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия — салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами.

Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году.

Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона.

Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов.

Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется «сцепками» или «решетками». Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют «сцепными». Рисунки в такой технике получаются более разнообразные.

Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток).

Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера — «мерницы», которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже «парное» плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • «Насновки» — это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • «Плетешки» — это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на «плетешках» — это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Коврик из трав. Ручное ткачество

Основной инструмент для создания изделия — коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке — пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие «гвоздики» или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме — это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии.

Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки.

Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку.

Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см.

Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек.

Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой.

Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

Браслет из бисера на станке. Бисероплетение. Мастер класс. Бисерное ткачество.

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой «П». Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано «П-П-П». Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой «С». Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой — по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано «П-С». Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Обучение кружевоплетению

Эта страничка посвящена обучению кружевоплетению на коклюшках. На ней Вы поэтапно пройдете весь курс и научитесь плести знаменитое вологодское кружево. Сначала, перейдя по ссылкам ниже, вы оборудуете своё рабочее место.

Все необходимые сколоки можно скачать прямо с сайта. Продвигаясь по видео урокам я научу Вас: навивать коклюшки, правильно распределять нити на заплёте, делать зашивку.

Постепенно шаг за шагом Вы освоите это удивительное, завораживающее рукоделие.

1. Подготовка рабочего места.

Вам не терпится побыстрее перейти к обучению, но всё по порядку. Хорошо организованное рабочее место залог успешного обучения. Все инструменты должны быть под рукой, можно завести отдельную коробочку, шкатулку и хранить в ней своё богатство.

2. Основные элементы.

Надеюсь у Вас всё подготовлено, давайте проверим: подушка стоит на пяльцах (в самом крайнем случае подушку ставят на перевернутую табуретку, ставят на стол в низенькой плетёной корзинке, крышке от обувной коробки — все это для меня очень неудобно и непривычно, я обеими руками за пяльца), подготовлены коклюшки, пока их понадобиться 4 штуки или говоря на языке кружевниц 2 пары, булавки, сколок подготовленный к работе, накол, ножницы. Теперь можно переходить к первому разделу, замечу, что элементы изучаются именно в том порядке, в котором они расположены ниже. То есть сначала плетём плетешок, затем полотнянку, за ней сетку, а там и насновку.

3. Выполняем первое кружевное изделие.

Если Вы дошли до первого кружевного изделия, значит первые обучающие уроки позади.

Вы умеете плести плетешок и делать отвивные петельки, Вы научились плести насновку и она у Вас получается похожая на семечку с ровными краями, Вы знаете, что такое полотнянка и три вида скани, которые могут использоваться в полотнянке.

И наконец, что такое сетка и какие виды скани обычно в ней плетутся. А если ВЫ ещё и умеете плести все эти основные элементы, то милости просим к следующему уроку.

  • Перейти к выполнению первого кружевного изделия (Видео)

4. Выполняем второе кружевное изделие.

В этом уроке мы с Вами выполним уже более сложную кружевную салфеточку. В ней используются такие основные элементы, как плетешок, полотнянка, сетка. Вы научитесь делать переходы из полотнянки в сетку и из сетки в полотнянку. Так же в этом изделие Вы в первый раз сплетете большое плетешковое заполнение — решетку.

5. Выполняем третье кружевное изделие.

Третье изделие, которое я подготовила для новичков кружевоплетения, это сувенир-закладка «Матрешка». Самым сложным в плетении сувенира будет выполнение накладных насновок, изображающих челочку матрешки.

  • Перейти к выполнению третьего кружевного изделия (Видео)

6. Брошь «Ромашка», мастер-класс для начинающих

  • Перейти к мастер-классу (видео)

7. Плетем бейсболку .

  • Перейти к выполнению бейсболки (Фото, видео)

8. Плетение решеток в кружевных изделиях.

В этом разделе собраны видео уроки по выполнению различных решеток в кружевных изделиях.

  • Перейти к видео урокам по выполнению решёток в кружевных изделиях (Видео)

9. Отдельные элементы.

В этом разделе собраны видео уроки по различным элементам в кружеве. Большинство уроков сделаны по просьбам кружевниц.

10. Сшивка в кружеве.

11. Плетем перчатки, мастер-класс для профессионалов.

  • Перейти к мастер-классу (Фото, видео)

12. Плетем объёмного ангела из металлизированной нити.

  • Перейти к мастер-классу (Видео)

Кружево своими руками: пошаговые видео уроки вязания и кружевоплетения на дому

Кружевоплетение – древний вид рукоделия, включающий множество техник: вязанное спицами и крючком, узелковое, ленточное, плетеное, коклюшечное, игольное. Ажурные воздушные узоры используют для декорирования одежды и аксессуаров, предметов интерьера и поделок в винтажном стиле.

ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали полезные видео уроки по кружевоплетению для начинающих: популярные техники, пошаговые схемы и варианты дизайна.

Кружево часто используют для отделки краев изделий: подола платья, рукавов, постельного и столового белья. Использовать вариант в виде длинной тесьмы удобнее всего. Можно делать заготовки впрок или индивидуально для каждой поделки. Полотно вяжут без швов любой нужной длины, повторяя один или несколько мотивов через равное расстояние.

Старинная техника предполагает работу тонкой нитью и иглой. Первыми игольное кружево выдумали турецкие мастерицы для окантовки шарфов и платков, скатертей и салфеток.

Современные кружевницы выполняют узоры различной сложности, от простых сеток до многоцветных орнаментов с цветами. Филигранные листья, лепестки и бутоны выглядят нежно и филигранно.

Особенно оригинально выглядят плетеные ожерелья.

Вязание по-ирландски – объемные растительные узоры, разбросанные по канве в хаотичном или строго организованном порядке. Обычно мелкие элементы (цветы и листья) вяжут отдельно крючком, затем составляют общее полотно на основе фоновой сетки. Ирландскими мотивами вяжут целые платья, палантины, кардиганы, накидки, кофты и оформляют аксессуары (сумочки, обувь).

Кружевницы небольшого бельгийского городка Брюгге прославились на весь мир в 16 веке. Сначала украсить воротники и манжеты утонченными работами могли позволить только благородные буржуа. Сегодня винтажный элемент одежды доступен каждой моднице. Основные составляющие брюггского кроше – витиеватые завитки, геометрические фигуры и флористика.

Изысканное рукоделие, в буквальном переводе – «свободный стиль». По легенде, фриволите родилось в результате плетения сетей восточными рыбаками.

МАСТЕР-КЛАСС: Ручное ткачество на мини станочке «ОБЕРЕГ»

Изящную идею подхватили англичанки, усовершенствовав схемы плетения до уровня искусства. С помощью специальной техники получают роскошно украшенные предметы интерьера и бижутерию.

Ажурный узелковый узор подходит для декора одежды в романтичном стиле.

Средневековые русские кружевницы создавали красоту из драгоценных нитей (золото, серебро, шелк) с помощью деревянных палочек (коклюшек). Мотивы создавались интуитивно, вдохновением были быт и красота природы. Отсюда характерные названия: лапти, блины, рыжечки, пышки, протекай-речка, дубовый лес, денежки филейные, города, бараньи рожки.

Средневековая Венеция диктовала моду всей Европе. Первой итальянское кроше (или как тогда говорили «венецианское золото») привезла во Францию Мария Медичи.

С тех пор гипюр не выходил из моды, а французы превратили кружевоплетение из искусства в промышленность. Сегодня исключительной ценностью обладают лишь винтажные экземпляры или современные крафтовые образцы.

Фабричный гипюр далек от художественного произведения.

Каждый сезон модельеры и дизайнеры всего мира возвращаются в эпоху королевы Виктории (середина 19 века) за вдохновением. Высокие воротнички, богатая отделка, жабо, рюши и воланы, большие рукава – главные признаки модного направления. Рукодельницы могут создать интересные стилизованные элементы одежды с помощью вязальных спиц.

Очередная игольная разновидность берет начало у вышивки «ришелье». Изначально узор вырезался в полотне и обметывался петельным швом. Затем тканевую основу заменили нитяной. Характерные для итальянской ретичеллы узоры – треугольники, квадраты, круги в сочетании с зубчатыми или арочными краями.

В переводе с арабского макраме означает «кружево» или «бахрома». Поэтому в поделках всегда прослеживаются обе детали: плетеные мотивы и свободно свисающие нитяные края. Из толстых грубых нитей с помощью узелковой техники создают панно и декоративные изделия, из тонких – изящные салфетки, тесьму и предметы гардероба.

Кружевоплетение полезно для развития мелкой моторики рук и благотворно сказывается на внутреннем состоянии хэндмейдера (освобождение от стресса и арт-терапия).

Осваиваем плетение на коклюшках

Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.

Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.

Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках.

Кому желательно освоить эту технику?

Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения.

Сплести на коклюшках можно не только воротнички,

манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.

Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов!

Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером!

Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю.

Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды.

Начало плетения из сосновых иголок. Плетение узлом «соты»

Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности.

В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.

В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку.

Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку.

Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике.

Ну, что ж, начнем?

Что нам потребуется для кружевоплетения?

Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук.

Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.

Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева!

Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу.

Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.

Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево.

Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.

И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.

Намотка ниток на коклюшки.

Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.

Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.

Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.

На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии.

На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом.

Вверху вы видите примеры таких разработок сколков.

А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места.

Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку».

Чертим на миллиметровке размер сетки.

Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах.

Приклеиваем чертеж на пенопласт.

Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську.

Вкалываем в верхний торец иголочки.

Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести.

Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки.

Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор.

Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.

На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!

Плетение на коклюшках для начинающих: мастер-класс, схемы и рекомендации

Старинный вид народного искусства – плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Плетение салфеточки по кругу. Шаг 7

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой — ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок – рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие — намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

Салфетка своими руками/Weaving on cardboard

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить — левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить — сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить — сплести — перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести — перевить — сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить — сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

Далее плетётся по инструкции:

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую — первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести — перевить — сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести — перевить — сплести.

Основа 14*48см для плетения на колышках Loom MAXI

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить — сплести — перевить — сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая — под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая — под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки

Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.