Что такое объемная вышивка

Объемная вышивка гладью и шерстяными нитками

Объемная вышивка гладью – направление художественной вышивки, которое позволяет создавать сложные объемные узоры. Используются приемы, которые не применяются в других видах рукоделия. Выпуклые узоры можно создавать при помощи шерстяных ниток или техникой гладь, взяв для нее хлопковые или атласные нитки.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое объемная вышивка

При объемной вышивке создаются отдельные элементы, которые затем нашиваются на основу, уже имеющую задний план (фон для них), что позволяет создать неповторимый декоративный эффект. Также объем создается с помощью нитей, лент, жгутов в различных техниках.

Первоначально такой вид рукоделия возник в Англии. Изобретена объемная вышивка во второй половине 17 века. В это период вышивальщиц привлекали для украшения церковных одежд и создания вышитых икон. Рукодельницы старались сделать работы особенными, непохожими на вышивки, выполненные в традиционных техниках, известных в других странах. Со временем вышивка стала входить в светскую жизнь: ею украшались дорогие наряды, скатерти, шторы, покрывала и мебель. Появлялись новые приемы и классические узоры, которые уже не имели отношения к церковным традициям.

Сегодня объемная техника используется для украшения авторских сумок и шкатулок, одежды и брошей. Также ее применяют для создания картин. В объемной работе можно сочетать различные виды стежков и материалов, а также добавлять ленты и бисер. Это позволяет проявить максимум фантазии для уникального узора.

Инструменты и материалы

Чтобы освоить технику объемной вышивки, необходимо приобрести ряд инструментов и материалов.

  • Иглы. Выбирать следует максимально тонкие, чтобы они не оставляли в ткани значительных проколов. Если нить особенно тоненькая, удобнее будет работать иголкой для бисера.
  • Основа. Ткань для основы берут натуральную – хлопковую, льняную или шелковую. Последний вариант наиболее дорогой и обычно используется при украшении легкой одежды, на которой другие ткани в основе объемной вышивки будут выглядеть неуместно.
  • Нитки. В зависимости от предпочтений рукодельницы и предназначения объемного узора выбирают нитки, которыми будет вестись работа. Это может быть хлопковое мулине высокого качества, шелковые нити или специальная шерсть для вышивки. Она используется, когда требуется выполнить крупный объемный узор для плотных вещей или авторских сумок. Нередко выбирают шерсть для украшения шкатулок, так как она, в отличие от иных материалов, дольше сохраняет чистоту. Объемная вышивка шерстяными нитками выглядит пушистой.
  • Мягкая проволока. Необходима для придания отдельным элементам жесткости по контуру. Использовать надо только тонкую проволоку, которая не подвержена коррозии, иначе при появлении ржавчины нитки пострадают, вышивка будет испорчена.
  • Ножницы. При работе объемной техникой необходимо иметь очень острые ножницы, которые смогут легко разрезать нитки и ткань.

Основные приемы

Техники объемной вышивки можно классифицировать следующим образом:

  • классическая техника stumpwork;
  • вышивка лентами;
  • итальянская техника Трапунто;
  • бразильская техника;
  • комбинирование разных техник.

При классической объемной технике используются гладь и обметочный шов для края элементов. К контуру прикрепляется проволока, чтобы сделать вышитый элемент жестким. Далее деталь вырезается и пришивается к основе.

Лентами создаются объемные узоры с помощью различных петель, узелков, перекрученных, изогнутых стежков.

В технике Трапунто сочетается вышивка и стежка. Тонкими нитками на основу нашиваются элементы из ткани. Для придания еще большего объема может использоваться ватин.

В бразильской вышивке применяются объемные стежки:

  • румынский брид;
  • рококо;
  • фриволите.

Процесс создания вышивки

Объемная вышивка требует навыков. Для получения опыта выбирают простые узоры, которые позволят набить руку без затрат.

Этапы вышивки бабочки гладью в технике stumpwork:

  1. Создание проволочного контура. Отрезав кусочек проволоки, его сгибают по контуру нужного элемента. Для этого проще всего приложить проволоку к рисунку и по нему согнуть ее.
  2. Закрепление проволоки на ткани. В иглу вдевается одинарная нить, которой закрепляют короткими стежками проволочный каркас на ткани. Нитка обязательно должна быть такого же цвета, каким будет выполняться элемент.
  3. Заполнение области внутри проволочного контура гладью. Стежки делают в зависимости от выбранного стиля глади. Чаще всего применяются короткие разной длины в одном ряду. Благодаря такому приему при переходе от цвета к цвету внутри одного элемента не будет резких границ.
  4. Оформление края элемента. Вся проволока, образующая контур детали, закрывается петельчатым швом. Это скрывает основу и делает вид элементов эстетичным и законченным.
  5. Вырезание готового элемента. Используя острые ножницы, готовую деталь узора вырезают впритык к петельчатому шву, чтобы не было видно свободных участков ткани. Для удобства часто деталь вырезают сначала из основного куска ткани, оставляя по контуру отступ в несколько миллиметров. После этого уже полностью убирают лишнюю ткань, отрезая ее маленькими кусочками.

Советы для начинающих

Мастерицам, начавшим осваивать такую технику, стоит придерживаться простых рекомендаций.

ВЫШИВКА : ДЕРЕВО ГРУША\ STUMPWORK PEAR-TREE

  • Если нет навыков вышивки гладью, перед началом объемной вышивки стоит попрактиковаться в обычной технике. Это позволит отточить навыки и добиться ровных стежков необходимого размера. Благодаря этому при заполнении области внутри проволочного элемента не будет возникать сложностей.
  • Не следует экономить на материалах. Если они будут низкого качества, готовая работа, даже выполненная очень искусно, будет смотреться непривлекательно, так как нитки окажутся тусклыми, ткань с высокой долей вероятности провиснет.
  • Ножницы для вырезания элементов вышивки должны иметь острое лезвие по всей длине. Если оно будет частично затупленным, при вырезании ткань будет размусоливаться, что придаст элементам неопрятность.
  • Браться сразу за большую схему объемной вышивки не следует. Длительная сложная работа может легко надоесть.

Рукоделие всегда должно приносить удовольствие. Вышивать в плохом настроении не стоит.

Что такое объемная вышивка и что для нее нужно. Часть 1: материалы и инструменты

Очень часто любуясь уникальными работами мастеров, возникает желание попробовать. Мастер-классы при большом желании найти можно. Но очень часто ловлю себя на мысли, что большинство мастер-классы подразумевают, что вы хотя бы знаете, какие материалы нужны и как правильно к работе подготовиться. А если понятия не имеешь? Вот и возникла у меня идея начать серию своих мастер-классов с самых элементарных азов. Хочу рассказать сегодня о том, что это за техника, какие виды материалов, инструментов, приспособлений Вам понадобятся. А также покажу, как нужно приготовиться к работе.

У этой технике много названий. Вышивка петлей, нетканый гобелен, объемная вышивка, иглопробивная техника. Выбирайте то, которое нравиться Вам больше.

В этой технике можно сделать все, что душе угодно!

Декоративные диванные подушки. Могут быть даже с мехом.

Накидки на табурет. Очень любят мои детишки.

Даже женскую сумочку.

И даже украшения.

Итак, поговорим, о том, что же нужно для работы в этой технике.

  1. Ткань-основа.
  2. Специальная игла (лучше несколько разного толщины).
  3. Пряжа.
  4. Пяльцы или рамы для натягивания основы.
  5. Строительный степлер или кнопки.
  6. Клеевая обычная.
  7. Заправочная проволока.
  8. Нитковдеватель обычный.
  9. Ножницы.
  10. Карандаши для ткани.
  11. Иглы гобеленовые.
  12. Клей ПВА.

ТКАНЬ-ОСНОВА

Очень важно подобрать хорошую ткань. Для начала можно использовать ткань, которая называется «двунитка». Продается, как правило, на рынках.

Важное требование к ткани – она должна восстанавливаться после протыкания иглой, но должна удерживать нить, иначе Вы ничего не сможете вышить, все сразу же будет распускаться.

МК. Объемная вышивка. Ажурная роза. Volume embroidery. Openwork rose.

Также можно попробовать грубый лен.

Предпочтение нужно отдавать тканям рыхлого или неплотного переплетения.

Прежде начать вышивать какой-либо рисунок – попробуйте на маленьком кусочке. Будет ли он держать нитку, и не начинает ли ткань рваться от проколов иглой.

Книга по вышиванию «Объемная вышивка 144»

Выбирать цвет основы нужно исходя из цвета ниток, которые Вы будете использовать, чтобы просветы между петлями не бросались в глаза.

Вот, собственно, эта двунитка.

ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА (ВЫРЕЗАНИЕ листика)\STUMPWORK (cutting parts)

Еще один момент. Перед работой ткань лучше постирать. Если она садиться, пусть лучше сядет до начала работы, чем потом.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИГЛА ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ.

Когда я много лет назад начала заниматься этой техникой, мы пользовались самодельными иглами, которые покупали все на том же рынке (где можно найти все на свете). Как же я была счастлива, когда раздобыла себе настоящую иглу. Гениальное изобретение для нас вышивальщиц! Вышивка превращается в настоящее удовольствие!

Вот как выглядят эти иглы. Продаются в разной комплекции. Для тех, кто только начинает пробовать себя в этой технике я посоветую набор из 3 игл, так как Вы пока не знаете вышивать нитками какой толщины Вам понравиться больше всего.

В набор входят: приспособление с регулировкой длины петли, 3 специальных иглы для вышивания в ковровой технике : иглы разного диаметра для различной толщины используемой пряжи, 2 нитковдевателя.

Как вставлять нить я подробно покажу и расскажу на следующем мастер-классе.

КАРАНДАШИ ДЛЯ ТКАНИ

ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА: БАБОЧКА \ STUMPWORK: BUTTERFLY

Конечно можно воспользоваться и обычным карандашом, но в последнее время я полностью отошла от их использования. При работе грифель может отстукиваться от работы и пачкать пряжу, особенно белую. Еще не докончив работу, уже понимаешь, что будешь стирать. Как говориться мелочь, а неприятно.

Можно воспользоваться карандашами для квилтинга.

Для удобства использую карандаши разных цветов. После того, как рисунок нарисовал, может возникнуть необходимость его отредактировать, тогда будешь путаться в линиях. Исправления в этом случае лучше наносить другим цветом.

ПРЯЖА

МК. Объемная вышивка. Большая роза рококо. Volume embroidery. Big rococo rose.

Пряжу для вышивки петлей можно использовать любую, какую только пожелаете. В некоторых источниках говорят о том, что можно вышивать не перематывая предварительно нитки в моток. Я бы не советовала этого делать. Очень часто в магазинном мотке прячутся неприятные дефекты (узелки, комочки повышенной лохматости). Это можно обнаружить только если перемотать в клубок, тем самым пропустив всю нитку через руку. Я бы посоветовала все неприятные моменты сразу отрезать, иначе в пылу работы можно их не увидеть. Пряжа застрянет, и приложив побольше силы можно либо иглу сломать, либо травму получить.

Главное условие к пряже, чтобы она не была слишком ворсистой. Ворс будет цепляться за иглу, будет собирать внутри иглы, забивать ее. А также лучше избегать на начальной страдии слишком «скользкой» пряжи. Пряжа будет скользить, петельки будут получаться разной длинны. При выработки умений мастерица сможет обуздать и такую пряжу.

Честно признаюсь, что моя самая любимая пряжа акриловая. Получается вышивка с таким приятным глянцевым эффектом. Вышивка выглядит ярко и празднично.

Мастер класс объемная вышивка «Карета» Валентины Тельпиз. Анонс

ПЯЛЬЦЫ ИЛИ РАМЫ ДЛЯ ОСНОВЫ

В зависимости от размера выбирается то, на что будет натягиваться ткань. Если размер небольшой, то лучше подойдут пяльцы.

Если же размер изделие предплагается внушительного размера, то лучше использовать деревянные рамы. Для их прочности углы лучше укрепить фанерными треугольничками.

Объемная Вышивка: Розы из шерсти | How to make a rose wool |new design

Подобных рам у меня несколько разного размера.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ СТЕПЛЕР

Основу можно прикрепить к деревянной раме кнопками, маленькими гвоздиками. Но строительный степлер – еще одно гениальное изобретение для вышивки петлей. Хлоп-хлоп-хлоп и будет счастье! Главное, не забывайте проверять – есть ли в нем скрепки или уже закончились.

Вышивка на кепках / Объемная вышивка на кепках с прямым козырьком. МАЙКЕПКА

КЛЕЕВАЯ

На первый взгляд совершенно ни из этой сказки. На самом деле в некоторых случаях является просто спасительницей. Если вдруг выяснилось, что после стирки ваша «двунитка» неожиданно стала похожа на кисель, и вышивать совершенно невозможно, то достаточно приклеить с обратной стороны клеевую – и вышивать в прежнем режиме.

После окончания вышивки ее можно укрепить не только клеем ПВА, но и все той же клеевой, приклеив с обратной стороны ее на вышивку.

ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА: ПТИЧКА \ STUMPWORK: BIRD

ЗАПРАВОЧНАЯ ПРОВОЛОКА

Конструкция иглы для этой вышивки такова, что без проволоки нить туда ну никак не вставить. Если покупать магазинный набор игл, то там есть 2 проволоки – нитковдевателя. Все просто замечательно, но ломаются они очень быстро. Так что проволокой лучше запастись еще до начала работы, иначе настроение будет испорчено, в самый неожиданный момент. Лучше найти самую тонкую проволоку.

Японская объемная вышивка. Великолепные цветы

НИТКОВДЕВАТЕЛЬ ОБЫЧНЫЙ

Еще один небольшой секрет, делающий работу очень удобный. Вот нитку, которую через иглу нужно продеть конечно продеваем проволокой из набора. А вот на кончике иглы через отверстие нитку лучше продевать обычным нитковдевателем. Ваши проволочки прослужат дольше, и это намного удобней.

НОЖНИЦЫ

Казалось бы, ну что необычного может быть в ножницах. Главное, чтобы ножницы были острыми и ими можно было бы легко резать, а не пилить нить. О, тут тоже могут быть неожиданные сюрпризы! Например, нитки отрезать лучше обычными ножницами. А вот основу выкроить или мех отрезать лучше большими ножницами, ну ооочень большими. Вот такое чудо досталось мне от дедушки по наследству. Он всю жизнь шил меховые шапки. Я тогда просто вышивала, и все над ними смеялась, ужасы какие! А с тех пор как стала в своих работах мех использовать, каждый раз дедушку вспоминаю и огромное спасибо говорю.

Фото ножниц можно будет увидеть внизу в комментариях.

ИГЛЫ ГОБЕЛЕНОВЫЕ

Если Вы не собираетесь вставлять работу в рамочку и вешать на стену, а планируете использовать ее для других целей, то нужно обшить края вышивки. Для этих целей подойдут гобеленовые иглы. Можно использовать иглы любые другие, главное, чтобы ушко было удобное большое. Дело в том, что у этих игл ушко скреплено более надежно с иглой, и они служат немного дольше, что все остальные.

КЛЕЙ ПВА

Да, самый обычный клей ПВА. Нужен для закрепления вышивки, если возникнет такое желание.

Вот собственно и подошел к концу обзорный мастер-класс. Теперь вы знаете какие материалы нужны для этой техники. Жду вас в гости на второй мастер-класс, который будет посвящен основным упражнениям. Научимся вставлять правильно нитку в иглу, правильно натягивать основу, а также подробно расскажу какие бывают могут возникнуть дефекты вышивки и как их устранить.

МК «Что такое объемная вышивка (вышивка петлей) и что для нее нужно».

Очень часто любуясь уникальными работами мастеров, возникает желание попробовать. Мастер классы при большом желании найти можно. Но очень часто ловлю себя на мысли, что большинство мастер-классы подразумевают, что Вы хотя бы знаете какие материалы нужны и как правильно к работе подготовиться. А если понятия не имеешь? Вот и возникла у меня идея начать серию своих мастер-классов с самых элементарных азов. Хочу рассказать сегодня о том, что это за техника, какие виды материалов, инструментов, приспособлений Вам понадобятся. А также покажу, как нужно приготовиться к работе.

У этой технике много названий. Вышивка петлей, нетканый гобелен, объемная вышивка, иглопробивная техника. Выбирайте то, которое нравиться Вам больше.

ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА ШЕРСТЬЮ — ШКОЛА РУКОДЕЛИЯ Татьяны Шелиповой

В моем блоге, можно познакомиться с мастером, чьими работами я восхищаюсь.

Конечно, много мастеров работаем в этой технике, но он самый любимый.

В этой технике можно сделать все, что душе угодно!

МК. Объемная вышивка. Роза. Способ 1. Volume embroidery Rose. Method 1.

Декоративные диванные подушки. Могут быть даже с мехом.

Накидки на табурет. Очень любят мои детишки.

Даже женскую сумочку.

И даже украшения.

Итак, поговорим, о том, что же нужно для работы в этой технике.

ТКАНЬ ОСНОВА

Очень важно подобрать хорошую ткань. Для начала можно использовать ткань, которая называется «двунитка». Продается, как правило, на рынках.

Важное требование к ткани – она должна восстанавливаться после протыкания иглой, но должна удерживать нить, иначе Вы ничего не сможете вышить, все сразу же будет распускаться.

Также можно попробовать грубый лен.

Предпочтение нужно отдавать тканям рыхлого или неплотного переплетения.

Прежде начать вышивать какой-либо рисунок – попробуйте на маленьком кусочке. Будет ли он держать нитку, и не начинает ли ткань рваться от проколов иглой.

Объемная вышивка на фатине

Выбирать цвет основы нужно исходя из цвета ниток, которые Вы будете использовать, чтобы просветы между петлями не бросались в глаза.

Вот, собственно, эта двунитка.

ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА : цветы ВИОЛА \ STUMPWORK : flowers Viola

Еще один момент. Перед работой ткань лучше постирать. Если она садиться, пусть лучше сядет до начала работы, чем потом.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИГЛА ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ.

Когда я много лет назад начала заниматься этой техникой, мы пользовались самодельными иглами, которые покупали все на том же рынке (где можно найти все на свете). Как же я была счастлива, когда раздобыла себе настоящую иглу. Гениальное изобретение для нас вышивальщиц! Вышивка превращается в настоящее удовольствие!

Вот как выглядят эти иглы. Продаются в разной комплекции. Для тех, кто только начинает пробовать себя в этой технике я посоветую набор из 3 игл, так как Вы пока не знаете вышивать нитками какой толщины Вам понравиться больше всего.

В набор входят: приспособление с регулировкой длины петли, 3 специальных иглы для вышивания в ковровой технике : иглы разного диаметра для различной толщины используемой пряжи, 2 нитковдевателя.

Как вставлять нить я подробно покажу и расскажу на следующем мастер-классе.

КАРАНДАШИ ДЛЯ ТКАНИ

Конечно можно воспользоваться и обычным карандашом, но в последнее время я полностью отошла от их использования. При работе грифель может отстукиваться от работы и пачкать пряжу, особенно белую. Еще не докончив работу, уже понимаешь, что будешь стирать. Как говориться мелочь, а неприятно.

Можно воспользоваться карандашами для квилтинга.

Для удобства использую карандаши разных цветов. После того, как рисунок нарисовал, может возникнуть необходимость его отредактировать, тогда будешь путаться в линиях. Исправления в этом случае лучше наносить другим цветом.

ПРЯЖА.

Пряжу для вышивки петлей можно использовать любую, какую только пожелаете. В некоторых источниках говорят о том, что можно вышивать не перематывая предварительно нитки в моток. Я бы не советовала этого делать. Очень часто в магазинном мотке прячутся неприятные дефекты (узелки, комочки повышенной лохматости). Это можно обнаружить только если перемотать в клубок, тем самым пропустив всю нитку через руку. Я бы посоветовала все неприятные моменты сразу отрезать, иначе в пылу работы можно их не увидеть. Пряжа застрянет, и приложив побольше силы можно либо иглу сломать, либо травму получить.

Главное условие к пряже, чтобы она не была слишком ворсистой. Ворс будет цепляться за иглу, будет собирать внутри иглы, забивать ее. А также лучше избегать на начальной страдии слишком «скользкой» пряжи. Пряжа будет скользить, петельки будут получаться разной длинны. При выработки умений мастерица сможет обуздать и такую пряжу.

Честно признаюсь, что моя самая любимая пряжа акриловая. Получается вышивка с таким приятным глянцевым эффектом. Вышивка выглядит ярко и празднично.

ПЯЛЬЦЫ ИЛИ РАМЫ ДЛЯ ОСНОВЫ.

В зависимости от размера выбирается то, на что будет натягиваться ткань. Если размер небольшой, то лучше подойдут пяльцы.

Если же размер изделие предплагается внушительного размера, то лучше использовать деревянные рамы. Для их прочности углы лучше укрепить фанерными треугольничками.

Подобных рам у меня несколько разного размера.

МК. Объемная вышивка. Стежок рококо. Volume embroidery. Rococo stitch.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ СТЕПЛЕР

Основу можно прикрепить к деревянной раме кнопками, маленькими гвоздиками. Но строительный степлер – еще одно гениальное изобретение для вышивки петлей. Хлоп-хлоп-хлоп и будет счастье! Главное, не забывайте проверять – есть ли в нем скрепки или уже закончились.

УРОК 7. Вышивка травы. Объемная вышивка. Галина Перова

КЛЕЕВАЯ

На первый взгляд совершенно ни из этой сказки. На самом деле в некоторых случаях является просто спасительницей. Если вдруг выяснилось, что после стирки ваша «двунитка» неожиданно стала похожа на кисель, и вышивать совершенно невозможно, то достаточно приклеить с обратной стороны клеевую – и вышивать в прежнем режиме.

После окончания вышивки ее можно укрепить не только клеем ПВА, но и все той же клеевой, приклеив с обратной стороны ее на вышивку.

ЗАПРАВОЧНАЯ ПРОВОЛОКА

Конструкция иглы для этой вышивки такова, что без проволоки нить туда ну никак не вставить. Если покупать магазинный набор игл, то там есть 2 проволоки – нитковдевателя. Все просто замечательно, но ломаются они очень быстро. Так что проволокой лучше запастись еще до начала работы, иначе настроение будет испорчено, в самый неожиданный момент. Лучше найти самую тонкую проволоку.

НИТКОВДЕВАТЕЛЬ ОБЫЧНЫЙ

Еще один небольшой секрет, делающий работу очень удобный. Вот нитку, которую через иглу нужно продеть конечно продеваем проволокой из набора. А вот на кончике иглы через отверстие нитку лучше продевать обычным нитковдевателем. Ваши проволочки прослужат дольше, и это намного удобней.

МК. Объемная вышивка. Наборный стежок. Volume embroidery. Set stitch.

НОЖНИЦЫ

Казалось бы, ну что необычного может быть в ножницах. Главное, чтобы ножницы были острыми и ими можно было бы легко резать, а не пилить нить. ООО, тут тоже могут быть неожиданные сюрпризы! Например, нитки отрезать лучше обычными ножницами. А вот основу выкроить или мех отрезать лучше большими ножницами, ну ооочень большими. Вот такое чудо досталось мне от дедушки по наследству. Он всю жизнь шил меховые шапки. Я тогда просто вышивала, и все над ними смеялась, ужасы какие! А с тех пор как стала в своих работах мех использовать, каждый раз дедушку вспоминаю и огромное спасибо говорю. )))

МАСТЕР-КЛАСС (1) ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА\ Мaster Class (1)STUMPWORK

Фото ножниц можно будет увидеть внизу в комментариях. )))

ИГЛЫ ГОБЕЛЕНОВЫЕ

Если Вы не собираетесь вставлять работу в рамочку и вешать на стену, а планируете использовать ее для других целей, то нужно обшить края вышивки. Для этих целей подойдут гобеленовые иглы. Можно использовать иглы любые другие, главное, чтобы ушко было удобное большое. Дело в том, что у этих игл ушко скреплено более надежно с иглой, и они служат немного дольше, что все остальные.

КЛЕЙ ПВА

Да, самый обычный клей ПВА. Нужен для закрепления вышивки, если возникнет такое желание.

Вот собственно и подошел к концу обзорный мастер-класс. Теперь Вы знаете какие материалы нужны для этой техники. Жду Вас в гости на второй мастер-класс, который будет посвящен основным упражнениям. Научимся вставлять правильно нитку в иглу, правильно натягивать основу, а также подробно расскажу какие бывают могут возникнуть дефекты вышивки и как их устранить.